История мостов в Новограде - Форум
История мостов в Новограде
|
|
Historial | Дата: Среда, 24.11.2010, 13:14 | Сообщение # 1 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Статус: Offline
| Здравствуйте! В этой теме хотелось бы осветить исторические моменты сооружения и дальнейшей эксплуатации мостовых сооружений через реку Случ в самом городе и его окрестностях. Это касается как двух железнодорожных ( первый через Случ построенный в 1914-1915 годах, второй через Смолку построенный по неподтвержденной информации еще до революции и введенный в эксплуатацию в 1936 году), так и автомобильно-дорожных ( первый и самый знаменитый - Житомирский мост, второй - уже не эксплуатируемый в районе пивоваренного завода ). Истории вышеуказанных мостов очень интересны. Железнодорожный мост в районе мясокомбината вообще является очень красивым мостовым строением арочного типа с красивым оформлением. Его строительство санкционировал и деньга на строительство выделял сам Российский Император,строили его по особым технологиям, без единого кг. цемента на специальном растворе с примесью куриных яиц, рабочие жили во временных строениях сооруженных неподалеку от моста. Ни в годы первой мировой, ни в годы Гражданской войны, а также Второй мировой войны этот мост не пострадал и по сути сохранился в первозданном виде и просто великолепном техническом состоянии.Единственное - это очень небольшое количество фото этого моста, как до революции так и после нее. Их очень тяжело найти. Есть правда одна картина с идущим по мосту паровозом но установить дату написания пока не удается возможным, может кто-то обладает какой либо информацией еще по этому мосту или другим. Очень бы хотелось узнать историю моста возле пивзавода. Спасибо!
Сообщение отредактировал Historial - Среда, 24.11.2010, 13:37 |
|
| |
Atomtrz | Дата: Среда, 24.11.2010, 14:32 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 325
Статус: Offline
| Действительно интересная тема. А автора проекта не знаете? Может кто из Питерских? Я вот совсем мостов в Новограде не помню, кроме быков.
|
|
| |
Historial | Дата: Среда, 24.11.2010, 15:13 | Сообщение # 3 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Статус: Offline
| К сожалению автора проекта узнать довольно таки тяжело, дело в том что документация на данным мост находится в управлении Юго-Западной железной дороги в Киеве, а так как этот объект является стратегическим - доступ к ней ограничен. Известно только фамилии руководителей строительства всей железной дороги Староконстантинов - Жлобин линия которой прошла через окраину Новограда в 1915 году. К стати, дореволюционных , то есть еще царских железнодорожных мостов в Украине осталось очень мало ( в Киеве вообще железнодорожные мосты уничтожались до основания и в Первую Мировую и во Вторую мировую войны )и приятным исключением является наш новоградский мост. Он помнит Пилсудсткого , Петлюру, всех командующих Красной армии и много других исторических личностей. Еще сохранились бетонные ступеньки с тех времен ведущие к огромной насыпи возле моста. Единственное конструктивное изменение в него внесли в 30 - х. годах 20- го столетия, когда в начальной арке со стороны Коростеня соорудили пулеметный двухамбразурный ДОТ, видеозапись которого можно посмотреть на этом сайте. А что касается остатков быков возле пивоваренного завода, то мне известно лишь то , что мост там был построен с военной целью во времена милитаризации нашего города перед войной для удобного сообщения между военными частями с полигоном, учебным центром и Госпиталем построенными в районе сегодняшней Дружбы. Сами быки находятся в прекрасном состоянии, несмотря на столько лет. Как выглядело мостовое полотно, пока установить не удалось. По неподтвержденной информации мост взорвали отступающие советские войска в 1941 году, хотя местные старожилы рассказывали что его разбомбила немецкая авиация.
|
|
| |
zwiahel | Дата: Среда, 24.11.2010, 15:24 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
| Historial Думаю затронутую Вами тему мостовых сооружений ,действительно интересную, смогут осветить более подробно краеведы нашего города. Насколько мне известно некоторые из них занимались этим вопросом. Кстати на сайте эта фотография так же есть. Постараемся выставить фото современного вида моста . И еще спасибо , что посмотрели видео , где действительно снят этот мост.
|
|
| |
verhal2 | Дата: Среда, 24.11.2010, 22:33 | Сообщение # 5 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 957
Статус: Offline
| Согласен с автором темы Historial, очень интересный вопрос по Новоградским мостам. Каждый из них имеет свою историю, которая теснейшим образом связана с историей города. И о каждом мосте можно говорить бесконечно долго, у каждого моста есть свои тайны и загадки.Здесь на страницах форума можно разместить свою информацию и своё видение истории каждого моста. О железнодорожном мосте через Случ уже пару слов сказали. Начну ,коротко с самого старого новоградского моста,которого на сегодняшний день не существует. Это мост в районе крепости в створе теперешних ул. Богуна - Щорса. Самое удобное место для строительства моста вблизи т.н. исторического центра города.Хотя ширина реки в этом месте довольно широкая ,глубина не большая (при желание можно перейти сегодня вброд). Существует много рисунков и фотографий моста через Случ именно в этом месте. Мост неоднократно разрушался в период весенних ледоходов и востанавливался вновь. Неоднократно он уничтожался и во время войн. С появлением более современного и крепкого младшего брата - "житомирского моста" необходимость в мосте в районе крепости отпала и после очередного весеннего паводка мост востанавливать не стали. Последний раз мост в этом месте наводили в 50-е годы во время ремонта житомирского моста.Моя мама в молодости бегала по этому мосту на танцы в ДО. Ещё в 70-е годы с обрыва крепости можно было разглядеть остатки свай, а подьездные пути хорошо просматриваются и сегодня Житомирский мост, самый известный и вспоминаемый неоднократно перестраивался и модернизировался и при своём "рождении" в начале века изначально имел деревянные пролёты на каменных быках ( быки .кстати стоят сегодня те-же) и имел одноколейный проезд. Позднее ,после разрушения моста в период гражданской войны (1919г) , он был востановлен и на этот раз пролёты были стальные , клёпанные, арочной формы. Во время ВОВ мост был взорван и только после войны востановлен примерно в таком виде,как мы его видим сегодня. На моей памяти в 70-е годы производили подъём взорваных стальных ферм моста из-под воды с помощью мощьного автокрана. Фермы вытащили по частям на берег в районе з-да антибиотиков, порезали на более мелкие части и сдали в чермет. В черте города через реку Случ в 30-е годы вместе с укреп.районом был построен ещё один мост в районе пив.завода.Он собственно "дублировал" житомирский мост и имел только одно назначение - БЫСТРАЯ ПЕРЕБРОСКА ТАНКОВ!(вспомните планы Сталина по захвату Европы) Так, как грузоподъёмность житомирского моста не позволяла переправлять тяжёлые танки. Мост полность так и небыл достроен (планы вождя изменились и помешала война). Временные деревянные пролёты одно время стояли, но потом начали гнить и разрушаться, мост стал "опасным" и его разобрали.
Сообщение отредактировал verhal2 - Среда, 24.11.2010, 22:38 |
|
| |
Historial | Дата: Четверг, 25.11.2010, 10:16 | Сообщение # 6 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Статус: Offline
| С мостом возле пивоваренного завода связано и освобождение города в январе 1944 года. По воспоминаниям одного из непосредственного участника тех событий, военнослужащего Советской армии, непосредственно в тех местах был совершен первый удар для прорыва вражеской обороны в самом городе. Как он вспоминал на территории пивзавода было сосредоточено много вражеской автомобильной и боевой техники, были ожесточенные попытки отбить наступление советской армии, но это не удалось и уже по улице Советской с боями, через несколько часов, наши вошли в центр города и добивали остатки немецких солдат ( по его подсчетам не менее 300 человек) забарикадировавшихся в подвалах кинотеатра. К стати, если хорошо поискать в районе лесопосадки перед пивзаводом я думаю можно будет найти много артефактов тех событий. А относительно быков Житомирского моста, то при детальном сопоставлении сегодняшних снимков со снимками периода Гражданской войны, видно что они не изменились, это действительно дореволюционные каменные опоры, вот это качество! Опоры же недостроенного моста в районе Дружбы по своей мощи тоже внушают впечатление. В свое время ( в 80-90-х. годах) рассматривался проект восстановления этого моста на старых опорах, но как всегда не хватило ресурсов. А ведь как было бы прекрасно его восстановить и запустить по нему троллейбусное сообщение по таком маршруту: автовокзал - ул. Кирова - Свитанок - Житомирский мост - Болгарстрой - Дружба - мост через Случ - Пивзавод - ул. Советская - ул. Вокзальная - Вокзал - ул. Шевченко - автовокзал. Было бы очень удобно.
|
|
| |
verhal2 | Дата: Четверг, 25.11.2010, 22:11 | Сообщение # 7 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 957
Статус: Offline
| Быкам "житомирского моста" более 150 лет! Цитирую "...на Киево-Брестском шоссе, проходящем через Новоград-волынский, в 1860 году через р.Случ построен деревянный мост с тремя деревянными арками кружальной системы на двух речных каменных быках и береговых устоях..." Добротно сделаны и я уверен - ещё столько-же простоят! По поводу использования мостовых быков в р-не пив. завода предложения выдвигались и не раз. По крайней мере уж пешеходный переход можно было сделать давно. Население "Дружбы" только спасибо скажет.
|
|
| |
бродяга | Дата: Четверг, 25.11.2010, 22:23 | Сообщение # 8 |
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 96
Статус: Offline
| Для Historial. Міст біля пивзаводу краще збудувати новий, оскільки для будівництва "биків" було використано камінь з надгробків знесеного Лубчицького кладовища. А щодо суто військової потреби, то його звели в районі давньої переправи на шляху з Новограда на Андрієвичі і далі на Ємільчине (спуск по Набережній). Шлях цей позначено як на передвоєнних так і на дореволюційних (Антонович) мапах.
|
|
| |
Historial | Дата: Пятница, 26.11.2010, 10:24 | Сообщение # 9 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Статус: Offline
| Спасибо за предоставленную информацию, ведь действительно указывается, что во время строительства нового моста в районе пивоваренного завода было уничтожено одно из мест массовых захоронений Лубчицы, не подскажете где точно оно могло находится, неужели его могли засыпать насыпью. К стати, многие исследователи указывают, что немцы в войну использовали для ремонта спуска к Житомирскому мосту плиты с еврейского захоронения, путем укладывания на шоссе. Неужели они до сих пор находятся под толщей асфальта??? Да, вот что еще интересно,на железнодорожном перегоне Дружба - Вершница, сразу за путепроводом под новой объездной по обеим бокам железнодорожного пути построены огромные по своей ширине опоры ( видимо для автомобильно моста над перегоном), состояние их нормально но видно что это постройка довоенная, такие же опоры ( просто внушительных размеров) есть и на перегоне Смолка - Курное. Железнодорожники нашей станции рассказали мне что это остатки неосуществленного проекта довоенной скоростной дороги Ленинград - Одесса, кто нибудь слышал о таком???
|
|
| |
verhal2 | Дата: Пятница, 26.11.2010, 23:10 | Сообщение # 10 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 957
Статус: Offline
| Стратегическая рокада Ленинград-Одесса довольно известный объект. На наше "счастье" участок, проходящий по територрии Житомирской области один из наиболее достроеных,а потому и сохранившихся. Кроме вышеперечисленых мостовых развязок существуют и другие объекты этой магистрали,включая и насыпь ,хорошо видную на старых и современных картах. Местами на насыпи даже когда-то лежали плиты, но потом их растащило местное население. Отдельные участки этой рокады используются до сих пор (люди едут и не знают по какому историческому объекту они передвигаются).Проэкт первого советского автобана был грандиозным, планировалось пустить две полосы в обоих направлениях с бетонным покрытием (и это в то время ,когда шоссе Киев-Брест было мощёное булыжником и имело ширину 4 метра). При необходимости рокаду можно было использовать,как взлётно-посадочную полосу для самолётов. Вот так ВПП в сотни километров!!! Прямая,как стрела с севера на юг магистраль так и небыла достроена ,помешала война, а после войны надобность в ней отпала,да и средства нужны были на востановление н/х. Так и и стоит она сейчас , дорога из неоткуда - в никуда. Добавлено (27.11.2010, 00:10) ---------------------------------------------
Quote (бродяга) було використано камінь з надгробків знесеного Лубчицького кладовища Quote (Historial) использовали для ремонта спуска к Житомирскому мосту плиты с еврейского захоронения В то время повсеместная практика в атеистском государстве. Хотя ,чем же лучше строители ,разобравшие "нашу крепость" для строительства собора!? Лишний раз убеждаюсь, что не всегда ненужное современникам должно быть ненужным ихним потомкам.
Сообщение отредактировал verhal2 - Пятница, 26.11.2010, 21:36 |
|
| |
koganzvil | Дата: Суббота, 27.11.2010, 19:43 | Сообщение # 11 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 426
Статус: Offline
| О мостах уже написано кое-что в статье по истории градостроительства (http://zwiahel.ucoz.ru/novograd/history/history_1.html)и в новой книге по истории города. Точная дата строительства шоссейного моста через Случь неизвесна, но в архивном документе говорится, что его проект рассмотрен 5 января 1862 г. А Готфрид Оссовский пишет в "Геолого-геогностическом очерке" (1865-66) о том, что мост уже построен. Т.о., мост появился в первой половине 1860-х гг. Будем надеяться, что когда-нибудь обнаружатся документы, с помощью которых станет известно точное время строительства всех мостов. Т.н. Кузнечный мост (в р-не ул.Щорса)упоминается с 1921 г. Есть он и на немецких оккупационных фото. После войны его не было. Но И.Кагукин сфотографировал в сентябре 1958 г. временный понтонный (?) мост, установленный на этом же месте во время ремонта шоссейного моста.
Сообщение отредактировал koganzvil - Воскресенье, 28.11.2010, 10:28 |
|
| |
zwiahel | Дата: Суббота, 27.11.2010, 19:46 | Сообщение # 12 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
| Вот несколько старых фотографий мостов.
|
|
| |
zwiahel | Дата: Воскресенье, 28.11.2010, 15:40 | Сообщение # 13 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
| Quote Единственное - это очень небольшое количество фото этого моста, как до революции так и после нее. Их очень тяжело найти. Вот он во всей своей красе. Не понятно только назначение "окон" в верхних частях опор.
|
|
| |
verhal2 | Дата: Воскресенье, 28.11.2010, 16:36 | Сообщение # 14 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 957
Статус: Offline
| Quote (zwiahel) Не понятно только назначение "окон" в верхних частях опор Я думаю, что для визуального контроля за состоянием конструкций моста (наличие усталостных трещин в бетоне ,и.т.д.). Я не раз бывал на этом мосту, после того,как с него сняли охрану, так вот : в каждую эту "арку" есть сверху люк и лестница, по которой можно попасть на небольшую площадку с ограждением и обойти вокруг верхней части каждого быка , что немаловажно для осуществления регулярных осмотров техн. состояния. На фотографии "арки" действительно выглядят,как окошки, а на самом деле их размер немалый и позволяет даже разместить в одной из них (самой левой на фото) двухамбразурный пулемётный ДОТ.
|
|
| |
koganzvil | Дата: Воскресенье, 28.11.2010, 17:12 | Сообщение # 15 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 426
Статус: Offline
| Лет десять назад ходили в поход в Александровку, и я снял его участников на фоне тех самых "арок".
|
|
| |
|