№ 24 |
||||
1939 г., СЕНТЯБРЯ 25, МОСКВА. — ПРИКАЗ № 0315 Л. П. БЕРИИ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ШОССЕЙНОЙ ДОРОГИ НОВОГРАД-ВОЛЫНСКИЙ - РОВНО - ДУБНО - ЛЬВОВ |
||||
|
||||
Приказ Содержание: |
||||
|
||||
1. Правительством возложено на НКВД строительство и реконструкция дороги Новоград-Волынский — Ровно — Дубно — Львов в максимально короткий срок. Первая очередь работ должна быть закончена 15 декабря. К этому времени на всем протяжении дорога должна быть сделана проезжей и иметь ширину полотна 11 м и проезжую часть — 7 м, с каменным покрытием, трубы и малые мосты должны быть сделаны постоянными, для больших мостов сделать временные объезды. 2. Для непосредственного выполнения работ по строительству дороги создать Управление строительства дороги, которое именовать Строительством Западно-Украинской дороги №1. Управление строительства расположить в г. Ровно. 3. Начальником строительства назначаю начальника Горьковского УНКВД майора госбезопасности т. Федюкова И. И., освободив его на время работы по строительству от обязанности начальника УНКВД Горьковской области. Начальником политотдела строительства — полкового комиссара т. Смирнова А.Г. Заместителями начальника строительства назначить: по строительству — т. Стрельцова П. А. по материально-техническому обеспечению — т. Усиевич[а] А.А. по лагерю военнопленных капитана госбезопасности — тов. Даганского А.Ю. Главным инженером строительства — т. Дмитрука И. М. Начальником отдела дорожных машин — т. Маркчанца С. А. Начальником отдела автотранспорта — т. Шифлингера Начальником финансового отдела — т. Гидона Д. М. 4. Проектирование дороги возлагается на Союздорпроект Гушосдора. Начальником экспедиции назначаю начальника Союздорпроекта Гушосдора т. Кубасова А. С. Главным инженером (автор проекта) — главного инженера Московской конторы Союздорпроекта т. Родионова А. С. Начальнику Союздорпроекта т. Кубасову сформировать к 28 сентября 6 проектно-изыскательских партий и с 1 октября приступить к работам. 5. Начальнику строительства дороги майору госбезопасности тов. Федюкову организовать 6 строительных участков, дислокацию которых установить на месте своим приказом. Начальниками строительных участков назначить инженеров-дорожников тов. Безобразова, Меликян[а], Скугарева, Кармашева, Арапова и Карпова, которых немедленно откомандировать в распоряжение начальника строительства. Помощнику начальника Гушосдора т. Юдину и зам. начальника ГУЛАГа т. Кузнецову к 28 сентября укомплектовать остальной штат участков и к 1 октября направить всех людей на строительство. 6. Всех направленных на строительство товарищей числить в командировке без оплаты содержания по месту постоянной службы. Оплату содержания всем работникам строительства производить по ставкам лагерей 1 категории ГУЛАГа НКВД СССР. 7. На строительстве использовать военнопленных, для чего создать строительный лагерь военнопленных в 25000 чел. Лагерь разбить на 6 участков (по количеству строительных участков) и каждый лагерный участок подчинить начальнику строительного участка. Лагерь военнопленных подчинить во всех отношениях начальнику строительства т. Федюкову. Непосредственное управление лагерем возложить на зам. нач[альника] строительства по лагерю т. Даганского А.Ю. Формирование строительного лагеря произвести в первую очередь за счет военнопленных, прибывающих на приемные пункты УССР. Организацию лагеря возлагаю на зам. начальника строительства по лагерю тов. Даганского и начальника политотдела полкового комиссара т. Смирнова. 8. Охрану лагеря военнопленных и строительства возлагаю на конвойные войска НКВД СССР. Командир конвойной части является одновременно заместителем начальника лагеря по охране. 9. Оборудование, механизмы, автомобили, тракторы, дорожные машины и все нужные строительные материалы начальнику ГУЛАГа НКВД СССР комдиву т. Чернышеву и начальнику Гушосдора т. Федорову выделить за счет дорожного строительства Гушосдора и ГУЛАГа НКВД СССР. Ответственность за организацию бесперебойного снабжения строительства всеми видами материалов, оборудования и общего снабжения возлагаю на заместителя начальника Гушосдора т. Сподарец И.Г., которому к 1 октября закончить направление на строительство всех видов снабжения и самому выехать для оказания помощи строительству на месте. Для строительства полностью использовать все местные ресурсы строительных материалов (камень, песок, лес), оборудования и инструментов. 10. Финансирование строительства и лагеря военнопленных возложить на центральный планово-финансовый отдел НКВД СССР. Начальнику ЦПФО т. Берензон[у] выделить на финансирование подготовительных и организационных работ 2 000 000 рублей. 11. Обеспечение лагеря продовольствием, вещевым довольствием и санимуществом возложить на ГУЛАГ НКВД СССР по нормам, утвержденным Экономсоветом. 12. Оперативно-чекистское обслуживание военнопленных в лагере возложить на Особый отдел НКВД СССР на основании приказа НКВД СССР № 0308 от 19 сентября с. г.* 13. Все подготовительные и организационные работы закончить
к 5 октября, с какого числа и приступить к строительству дороги1. |
||||
|
||||
Помета: в конце каждого листа документа Л. Берия поставил черным карандашом помету в виде волнистой линии. | ||||
ГАРФ, ф. 9401, on. 1, д. 532, лл. 465-466. Подлинник. |
||||
________________________ *-* Вписано от руки чернилами. * См. документ №11. |
||||
КОММЕНТАРИИ К ДОКУМЕНТАМ |
||||
1 Во исполнение этого приказа 26 сентября В.В.Чернышов предложил наркому путей сообщения СССР Л.М.Кагановичу выделить для перевозки военнопленных на строительство дороги Новоград-Волынский — Львов 700 оборудованных вагонов без решеток (ЦХИДК, ф. 1/п, оп. 1а, д. 1, л. 68). На следующий день он же известил помощника наркома внутренних дел УССР Н.Д.Горлинского и начальника УНКВД по Каменец-Подольской области Михайлова о том, что "решением правительства Гушосдору поручено строительство дороги Новоград- Волынский — Львов [с] использованием военнопленных [в] качестве рабочей силы". Предлагалось подготовить к отправке на это строительство по 6 тыс. военнопленных с Шепетовского и Ярмолинского приемных пунктов НКВД для военнопленных и 9 тыс. — с Волочиского. Отправке подлежал рядовой и частично младший командный состав. Полицейских, жандармов и офицеров туда отправлять не разрешалось (там же, оп. 2е, д. 16, л. 2). 1 октября И.И.Федюков сообщил П.К.Сопруненко, что на строительстве уже приняты 22 тыс. человек (там же, оп. 2а, д.1, л. 64). |