Из истории еврейской общины Новограда-Волынского

Леонид Коган


Впервые евреи в Звягеле упоминаются в документе от 20 июня 1488 г.: литовский король Казимир Ягеллон извещает местного наместника Онушка Калениковича об отдаче на откуп мыта и корчмы в Звягеле трём луцким евреям (1). В 1620 г. евреи местечка проживали возле замка, на улице Рынковой, где им принадлежало 7 домов (2). На протяжении ХVIII ст. был создан многочисленный кагал (еврейская община). Согласно переписям, в 1784 г. в Звягеле проживало 240 евреев-налогоплательщиков, а в 1787 г. — 2813. Поскольку налогоплательщиками являлись лишь главы семейств, имевшие в то время, в среднем, по 5-6 детей, общее число звягельских евреев было в несколько раз большим. По некоторым данным, в конце ХVIII в. из 2304 жителей местечка было 1752 еврея (4). Около 1740 г. на улице Школьной (ныне — ул. Шолом-Алейхема) возведена Большая синагога, ставшая одной из красивейших архитектурных достопримечательностей Звягеля (5).

 

Свой город евреи называли на идиш «Звил» , и это название использовалось и после его переименования в Новоград-Волынский. На протяжении ХIХ ст. численность еврейского населения города возросла с 3096 чел. в 1834 г.6 до 9378 чел. в 1897 г.,(7) а его удельный вес составлял, в среднем, 50-55% от общего количества жителей. Как видно на плане города 1837 г., еврейские дома и лавки располагались плотным полукольцом вокруг базарной площади (район нынешней площади Л. Украинки). Их, в свою очередь, окружали христианские кварталы. Евреи играли заметную роль в местных органах самоуправления. Так, в 1816 г. они занимали посты одного из двух бургомистров и двух из пяти ратманов городского магистрата (8). В 1827-28 гг. на выделенные еврейской общиной средства была вымощена главная улица города — Корецкая (ныне — ул. Шевченко) (9). Представители общины входили также в число гласных городской управы.

 

Главным занятием еврейского населения была торговля и ремёсла. В сотнях магазинов, лавок, будок продавались бакалейные товары, мануфактура, галантерея, рыба, кошерное мясо, вина, мебель, одежда, посуда, скобяные изделия, лесоматериалы, книги, канцелярские принадлежности. В 1899 г. более 1500 евреев занимались торговлей и посредничеством, 116 были подёнщиками, 157 — рабочими заводов (10). В 1901 г. в городе было 1157 евреев-ремесленников — 71,4% от общего числа занимавшихся ремеслом (11). Они преобладали среди булочников, мясников, портных, сапожников, столяров, кузнецов, красильщиков тканей, цирюльников. А шапочники, стекольщики, жестянщики, котляры, кожевники, обойщики, верёвочники, трубочисты, переплётчики, золотых дел мастера, часовщики были исключительно евреями.

 

На северной окраине города (в районе пивзавода) существовал особый квартал евреев-кожевников, у которых был свой молитвенный дом. В начале ХХ века почти исключительно евреями были заселены улицы Большая Гутинская, Житомирская, Тамаровская, Варшавская, Троицкая, Школьная, Нижняя Медовая (или Кузнечная), Медовый переулок. Большая часть евреев, занимавшаяся мелкой торговлей и ремеслом, не имела стабильных доходов и едва сводила концы с концами. Из-за большой скученности населения в еврейских кварталах «Нидер» (Нижняя Медовая ул.) и «Варшавня» (улицы Большая и Малая Варшавская, Троицкая) процветала антисанитария. Совершенно в других условиях жили преуспевающие евреи, среди которых были владельцы нескольких кожевенных, кирпичных и чугунлитейных заводов, типографий, дилижансных контор, заезжих дворов и гостиниц, купцы.

 

В центре города, на пересечении улиц Корецкой, Гутинской и Житомирской, выделялись каменные двухэтажные дома Мармера, Штенделя, Беруля, Уника, Гуральника, Пресмана, Чарторийского. Владелец дилижансной конторы Уник приобрёл за границей автобус и первым в городе организовал в 1912 г. новый вид пассажирских перевозок между Новоградом-Волынским и Житомиром (12) .

 

Большинство евреев г. Новограда-Волынского были приверженцами хасидизма. Здесь продолжительное время существовала так называемая звягельская династия хасидских раввинов, начало которой положил один из сыновей знаменитого магида Ихила-Михла из Золочева — цадик Мойше Гольдман (умер в 1837 г.). После смерти последнего следующим цадиком был его сын Ихил-Михл Гольдман (1788– 1856), оставивший после себя сына Мордке (1825-1900) — третьего звягельского цадика. Эту линию затем продолжил очередной цадик Шлэймэ Гольдман (1869– 1945)13. В 1925 г. он покидает свою родину и поселяется в Палестине, где впоследствии возникли новые поколения династии звягельских хасидов. Его потомки основали в Иерусалиме после второй мировой войны Звягельскую ешиву (учебное заведение по подготовке раввинов и других духовных лиц) на улице, носящей имя цадика Шлэймэ Гольдмана.

 

В 1889 г. в городе была 1 синагога и 23 еврейских молитвенных дома (14). Большинство еврейских храмов располагалось на улице Школьной (в ХVIII– первой половине ХIХ в. синагогу называли «еврейской школой»). Евреи называли эту улицу «Шил-гас», т.е. Синагогальной. Названия молитвенных домов были связаны либо с профессиональной деятельностью прихожан (сапожников, портных, кузнецов, мясников, кожевников), либо с местечками, в которых проживали хасидские духовные вожди (Чернобыльский, Макаровский, Коростышевский, Турийский, Олыкский, Столинский). Молитвенными домами служили также жилища духовных раввинов Егоше, Шлэймэ Гольдмана и его брата Михелэ. Большую популярность среди горожан (включая также христиан) имел синагогальный хор, которым руководил хазан (синагогальный кантор). Хор часто выступал в гражданском клубе благородного собрания (15).

 

Община содержала еврейскую больницу «Бикор Холим» и богадельню на 30 человек,16 2 бани, еврейскую дешёвую столовую при ночлежном приюте. Из благотворительных организаций следует отметить общество пособия бедным больным евреям города, общество помощи бедным роженицам-еврейкам, общество пособия бедным ремесленникам. В начале 1880-х гг. в городе было открыто новое еврейское кладбище.

 

В ХIХ ст. главной формой обучения еврейских детей (мальчиков до 13 лет) была начальная религиозная школа – хедер: в 1850 г. в городе насчитывалось 22 хедера (17). Подростки и юноши совершенствовали свои познания в Библии и Талмуде в бес-медрешах — молитвенных домах, в которых они самостоятельно или при помощи наставников изучали религиозную литературу в свободное от богослужения время. В 1896 г. было открыто религиозное училище талмуд-тора (18) (в 1899 г. — 130 учащихся),19 а в 1901 г. основана ешива «Ор Тора», где обучалось в отдельные годы до 300 учащихся (20). Под влиянием идей просвещения в 1850 г. возникло казённое двухклассное еврейское училище I разряда (в 1863 г. в нём училось 20 мальчиков) (21). В начале ХХ в. возникли частные учебные заведения: в 1906 г. — еврейское женское училище III разряда (48 девочек в 1915 г.), а в 1914 г. — еврейское училище III разряда для детей обоего пола (15 мальчиков и 11 девочек в 1915 г.). В 1912 г. была также создана новая талмуд-тора — усовершенствованная еврейская школа с преподаванием на иврите под руководством Я.Й. Вола (22). Кроме того, 120 еврейских детей (из общего числа учащихся 420) посещали уездное училище (23).

 

В начале ХХ в. значительная часть еврейской молодёжи активно участвовала в общественном движении. Наибольшей популярностью пользовались организации сионистов, эсеров и «Бунда» . Последний организовал 19 октября 1905 г. массовую политическую манифестацию, повлекшую за собой аресты (24). 19 января 1918 г., во время первого погрома, подверглись разграблению около 250 еврейских магазинов и лавок. А волна погромов и эпидемия тифа в 1919 г. привели к массовым жертвам среди евреев. Часть из них покинула город. В результате почти вдвое сократилась численность еврейского населения: с 11119 чел. (52,2% от общего числа жителей) в 1913 г.25 до 6063 (47,2%) в 1922 г.26.

 

В 1920– 30-х гг. произошли большие изменения в структуре занятости еврейского населения: снизилось число торговцев, в то же время существенно возросла доля интеллигенции и рабочих промышленных предприятий. Ремесленники объединялись между собой и создавали артели. Значительным был удельный вес евреев в местных органах власти. В 1921 г. в городе была создана еврейская трудовая 7-летняя школа № 5, которой бессменно руководил Л.А. Пастернак. В 1939 г., по решению властей, её преобразовали в украинскую школу. В 1927 г. еврейской стала трудовая школа № 1, просуществовавшая до начала Великой Отечественной войны. Обучение в этих школах велось на идиш. Немало еврейских детей училось также в украинских и русских школах. По состоянию на 1 января 1930 г. из 6750 евреев города был официально зарегистрирован 661 член иудейских религиозных общин, использовавших для богослужений 18 синагог и молитвенных домов (27). Начавшееся в 1929 г. массовое наступление на религиозные общины завершилось в середине 1930-х гг. закрытием всех синагог и молитвенных домов. В борьбе с иудаизмом активную роль играли евреи-комсомольцы и коммунисты . За содержание еврейской религиозной школы был приговорён к 7 годам сибирских лагерей раввин Гедале-Мойше Гольдман, сын звягельского цадика Шлэймэ Гольдмана. В 1930-40-х гг. было отдано под застройку частными домами старое еврейское кладбище по ул.Коцюбинского. При этом был снесён склеп цадика р. Мойше Гольдмана, у могилы которого молились верующие евреи. В 1939 г. в г. Новограде-Волынском проживало 6839 евреев (28,82%)28.

 

После захвата Новограда-Волынского фашистской Германией остававшиеся там евреи были временно согнаны на спускающуюся к реке Случь ул. Щорса (бывший еврейский квартал «Нидер»). Обыденным явлением стали истязания и издевательства, которые фашисты превращали в массовые зрелища. 26 августа 1941 г. оперативная команда 5 расстреляла 161 «еврея, коммуниста и грабителя». Основная же часть евреев города и района — 3200 человек — была убита 20 сентября подразделениями СС и полиции. Примерно в то же время ремонтный взвод 1-й мотобригады СС расстрелял 319 евреев из тюрьмы (29). По данным городской комиссии по расследованию зверств, произведённых немецкими захватчиками, в последних числах августа 1941 г. было убито 750-800 евреев (женщины и дети) (30). Позже были ликвидированы квалифицированные рабочие и ремесленники с семьями. Надгробные плиты еврейского кладбища были использованы оккупантами для ремонта дороги возле моста через реку Случь. Большая часть евреев (преимущественно мужчины) была расстреляна на северо-восточной окраине города, в бывшем полковом тире по ул. Герцена. В братской могиле за Домом офицеров (ул. Леваневского) находится захоронение женщин и детей. Остальные были убиты и погребены (вместе с неевреями) в саду бывшего дома инвалидов (ул. Чехова) и возле бывшей тюрьмы (ул. Воли). По рассказам некоторых свидетелей, в Новоград-Волынский свезли оставшихся в живых евреев из Барановского района и заключили их в дощатые бараки бывшего льнопункта завода, обнесённые колючей проволокой. Узники этого лагеря работали грузчиками на железнодорожной станции. Некоторые из них дожили до зимы 1942– 43 гг.31. Всего за годы оккупации жертвами Холокоста стали примерно 3000-3500 евреев города. Кроме того, примерно 350 евреев города погибли на фронте (32).

 

В первые послевоенные годы в местах массового расстрела евреев за счёт пожертвований местных жителей были установлены небольшие памятники с шестиконечными звёздами и надписями на русском языке и иврите. Однако в 1970-х гг. их заменили памятными знаками нового образца: с пятиконечными звёздами и надписями на русском языке о том, что здесь были расстреляны «советские граждане». В 1993 и 1996 гг. установлены новые памятники на братских могилах в районе новостроящегося хлебозавода и возле Дома офицеров, причём на последнем имеется и еврейская символика.

 

После освобождения от фашистской оккупации в город вернулось из эвакуации и с фронта около 3000 евреев. В 1959 г. еврейское население составляло 3,3 тыс. человек (12% населения)33. В 1950-60-х гг. преимущественно евреями были заселены улицы Шолом-Алейхема, Р. Люксембург, Щорса, Октябрьская, К. Маркса, Яновского, Фурманова. На этих улицах, старом базаре, в магазинах тогда нередко звучала разговорная речь — идиш. Большим был удельный вес евреев среди врачей, учителей, работников торговли, портных, фотографов. А персонал центральной парикмахерской в начале 70-х гг. состоял более чем на 2/3 из евреев. Многие работали также на машиностроительном заводе, мебельной фабрике, заводе продтоваров, в быткомбинате, «Рембыттехнике». Почётного звания «Заслуженный работник культуры Украины» был удостоен директор кинотеатра Ф.Г. Урис. Парикмахер Е.В. Штейнберг стал заслуженным работником быта Украины.

 

В 1945 г., после длительного перерыва, в городе была воссоздана иудейская религиозная община, официально зарегистрированная 10 апреля 1946 г. Численность её по состоянию на 1 августа 1949 г. составляла примерно 200-300 человек, раввином был Розенштейн Эля Зезеля Хаимович. Богослужение проходило в доме по ул. Троицкой, № 24 (ныне — ул. Воинов-интернационалистов, № 28) (34). Тайно делали обрезание. Убой скота и птицы осуществляли несколько шойхетов (ритуальных резников). На еврейском кладбище совершались традиционные похоронные обряды. 7 июля 1960 г. городской суд, ссылаясь на постановление, запрещающее религиозным общинам приобретать в собственность молитвенные дома, принял решение признать недействительным договор купли еврейской общиной этого помещения и передать его в фонд городского совета (35). А 30 июля 1960 г. на заседании горисполкома было решено передать помещение на баланс городскому отделу народного образования для оборудования детского садика (36).

 

С целью дискредитации руководителей общины в местной прессе развернулась мощная пропагандистская кампания. Был оказан нажим на детей, чьи родители занимали ответственные посты, с тем, чтобы их верующие родители перестали посещать богослужения. Вскоре община вынуждена была перейти на нелегальное положение. Молились по понедельникам, четвергам и субботам, а также в праздничные дни в частных домах и квартирах: в 60-х гг. — по ул. Октябрьской, № 5, а в 70-80-х гг. — по ул. Комсомольской, № 3. Священные тексты читал хазан (кантор). Община состояла исключительно из мужчин пожилого возраста. Неоднократно молитву прерывал приход милиции, штрафовавшей верующих. В 80-х годах власти оставили общину в покое, но отказывали ей в регистрации.

 

Согласно переписи 1979 г., в городе проживало 2274 еврея (4,7% от общей численности населения). Перепись 1989 г. стала свидетельством неуклонного сокращения еврейского населения: 1648 чел. (2,9%), из которых лишь 257 назвали идиш своим родным языком (37). Несмотря на проживание в городе значительного количества евреев, вплоть до конца 80-х годов какая-либо форма национального движения была под запретом.

 

В мае 1992 г. была вновь официально зарегистрирована иудейская религиозная община. А 27 июня того же года на учредительной конференции евреев города было образовано Общество еврейской культуры «Возрождение». Через несколько месяцев местные власти предоставили религиозной общине и культурному обществу помещение из двух комнат по ул. Ленина, № 25. В сентябре 1993 г. была открыта еврейская воскресная школа. Для взрослых созданы курсы по изучению иврита.

 

20 марта 1994 г. впервые состоялся концерт еврейской художественной самодеятельности, на котором выступил местный эстрадный ансамбль «Звил». Последний успешно гастролировал во многих городах Украины, участвовал в различных фестивалях. Знаменательным событием для нашего города стал проходивший в марте 1997 г. во Дворце культуры Всеукраинский фестиваль еврейского эстрадного искусства «Березнева менора», участники которого были тепло встречены местной публикой. Уход за одинокими и больными людьми ведёт созданная в 1995 г. еврейская служба милосердия. Для самых неимущих организованы бесплатные обеды. Торжественно отмечаются религиозные праздники. В День Победы традиционными стали коллективные посещения еврейских братских могил города и района. По воскресеньям собирается клуб любителей еврейской культуры «Багегн».

 

Несмотря на возрождение национальной культуры, численность евреев города, вследствие массовой эмиграции и преобладания людей пожилого возраста, резко сократилась и составляла летом 2001 г. примерно 200 человек. В г. Новограде-Волынском родился, жил и создавал свои произведения на иврите писатель Мордехай Зеэв Фейерберг (1874– 1899). 27 июля 2001 г. состоялось торжественное открытие мемориальной доски, которая была установлена на фасадной части здания бывшей Чернобыльской синагоги, где учился будущий писатель. Это родина известного журналиста и переводчика Шмуля Цви Зецера (1880– ?), журналиста и издателя Аврума Людвиполя (1866– 1921), генерал-майора инженерных войск Ивана Николаевича Брынзова /Исаака Наумовича Шмульзона/ (1901– 1953). Здесь жили просветитель, журналист и литературный критик Яков Иосиф Вол (1870– 1944), общественные деятели Шмуль Аба Пен (1864–1923) и Аврум Ческис (1879– 1935). Летом 1920 г. Новоград-Волынский посетил писатель И.Э. Бабель, описавший наш город в трёх «конармейских» рассказах. Воспоминания о родном городе первых десятилетий ХХ века оставил после себя наш земляк, журналист и писатель Й.М. Фельдман (1905– 1984). Существовавшее прежде в Израиле звягельское землячество опубликовало в Тель-Авиве в 1957 г. на идиш и в 1962 г. на иврите мемориальную книгу «Звил (Новоградволынск)».

ЛИТЕРАТУРА
 1 Бершадский. Русско-еврейский архив, т. 1, – СПб., 1882, – с. 45.
 2 Левицкий. Инвентарь имений князя Острожского... Отдел рукописей Центр. библиотеки АН Украины 
   им. Вернадского,ф. I– 3909.
 3 Регесты и надписи, т. III, – СПб., 1913, № 2321.
 4 А. Ури. Звягель-Новоградволынск; из мемориальной книги «Звил /Новоградволынск/», 
   на иврите. – с.13, – Тель-Авив, 1962. 
 5 Д.Бронштейн. Синагоги, банки; из мемориальной книги «Звил», на иврите, – с. 58.
 6 Гос. архив Житомир.обл. (ГАЖО), – ф. 118, оп. 14, д. 181.
 7 І.І. Вейцбліт. Рух єврейської людності на Україні періоду 1897– 1926 років // Держ видавництво 
   “Пролетар”, – Киев, 1930, с. 157.
 8 ГАЖО, ф. 9, оп. 1 д. 34. 
 9 Центр. гос. истор. архив (ЦГИА), – ф. 442, оп. 65, д. 125. 
10 The Jewish Encyclopedia, vol. IX, – New-York, London, 1905. 
11 Памятная книжка Волынской губернии, – Житомир, 1901. 
12 Газета «Волынь» от 24 мая 1912 г.
13 The Encyclopedia of Hasidism, edited by T.M.Rabinowicz, – Northvale, p. 153-154.
14 Памятная книжка Волынской губернии, – Житомир, 1890. 
15 Газета «Волынь» от 26 апреля 1895 г.
16 Газета «Волынь» от 22 апреля 1900 г.
17 ЦГИА, – ф. 442, оп. 1, д. 8884, лл. 20-21. 
18 Газета «Волынь» от 16 апреля 1896 г.
19 The Jewish Encyclopedia, vol. IX. 
20 А. Ури. Звягель-Новоградволынск; из мемориальной книги «Звил /Новоградволынск/», на идиш, – Тель-Авив,
   1957, c. 17. 
21 Географическо-статистический словарь Российской империи, т. 3, – СПб., 1867. 
22 Памятная книжка дирекции народных училищ Волынской губернии, – Житомир, 1916. 
23 The Jewish Encyclopedia”, vol. IX..
24 ЦГИА – ф.317 оп.1 д.2980
25 Памятная книжка Волынской губернии, – Житомир, 1915.
26 Центр. гос. архив Высших органов власти (ЦГАВОВ), – ф. 1, оп. 2, д. 1813.
27 ЦГАВОВ, – ф. 5, оп. 3, д. 1933, л. 52. 
28 Distribution of the Jewish population of the USSR 1939, – Jerusalem, 1993, p. 22.
29 А.И. Круглов. Энциклопедия Холокоста, – Киев, 2000, с. 53. 
30 Новоград-Волынский гос. гор. архив, – ф. 413, оп. 1, д. 4, л. 10; акт от 24 мая 1945 г. 
31 Живыми остались только мы. Свидетельства и документы. Редактор-составитель Б. Забарко. – Киев, 
   2000, с. 80-81, 435. 
32 Книга Пам’яті. Житомирська область, т. 7, – Житомир, 1995. 
33 М. Куповецкий. Особенности этнодемографического развития еврейского населения Украины во второй половине 
   ХХ века; в сборнике “Исторические судьбы евреев в России и СССР... ”, – Москва, 1992., с. 57. 
34 М. Мицель. Общины иудейского вероисповедания в Украине, – Киев, 1998, с. 245.
35 Решение Новоград-Волынского городского народного суда от 7 июля 1960 г. – 
   дело № 2-176. 
36 Новоград-Волынский гор. архив – протокол №13 заседания горисполкома от 30 июля 1960 г.
37“Нацiональний склад населення Житомирської областi“. – Житомир, 1992, сс.48, 55.