Часть вторая: АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ.

23 июля 1953 года Приказом Генерального штаба Вооружённых Сил на базе Молотовского (Пермского)ВМАТУ было сформировано 245-е Новоград-Волынское Военно-Морское Авиационное Техническое училище. Начальником училища был назначен генерал-майор Аникеев Евсей Михайлович.

 

Заместитель командира по учебной части полковник Соболевский Борис Львович . Зам начальника училища по строевой полковник Прищепко Андрей Акимович. Начальником политического отдела полковник Старков Иван Фёдорович.

 

В Пермском училище были подготовлены к отправке в Новоград-Волынский два учебных цикла АО и АВ (авиационное оборудование и авиационное вооружение), и отдельная минно-торпедная группа. К отправке было подготовлено полностью всё, что необходимо для проведения учебного процесса: учебно-методическая документация, техническая литература, учебно-наглядные пособия, образцы техники и учебного вооружения, оборудование учебных классов, включая даже классную мебель. В Перми подготовкой учебной базы к отправке руководил полковник Соболевский Б.Л.

 

Работа по формированию училища шла одновременно и в Перми и в Новограде. В Новоград-Волынский из Пермского училища была направлена «передовая команда» для приёмки от представителей, убывшего в Ригу училища связи, территории военного городка, казарм ,учебных корпусов ,складских и подсобных помещений, пищеблока, клуба, вобщем полностью всей училищной базы.В состав этой команды входил мой отец ст.л-т Верхоланцев Михаил Иванович. Руководил приёмкой лично начальник училища генерал-майор Аникеев Е.М.

 

В недавно изданной книге «Новоград-Волынский, история города» ( изд. 2010г) не совсем объективно освещено состояние материальной базы на момент приёмки : (стр. 519)
«…территория городка,служебные, учебные и складские фонды находились в запущенном состоянии, потому, что больше года были без хозяина….в помещениях отсутствовали оконные рамы, полы и двери. После передислокации в Ригу училища связи ,которое размещалось на этой территории, остались сторожа, которые не сохранили имущество от разрушения и расхитительства…»

 

Ну во-первых, «хозяин» был – Министерство Обороны! Во-вторых , хотя училище связи и убыло в Ригу ,его представители (а не «сторожа») остались на месте для охраны и сдачи объектов . Не надо забывать какое это было время!! Вспомните «Указ о трёх колосках…». В наше время возможно всё и живой тому пример – печальная судьба соседнего военного городка - территория ЗРП. Вот там действительно были пьяные сторожа, которые допустили, что за одно только лето все постройки ЗРП исчезли с лица земли!


Из воспоминаний И.Т. Кушнира узнаём, что

была создана ПРИЁМНАЯ КОМИССИЯ, которая принимала всю территорию, все здания от подвала до крыши, каждое помещение сдавалось представителями училища связи по описи полность всё, вплоть «до гвоздя»! Были конечно отдельные недостатки ,но никакой речи о « сорванных полах и выбитых рамах « быть не могло! Не надо забывать, что до этого момента здесь шесть лет жили и учились люди , параллельно налаживая быт и устраняя последствия военной разрухи.

Одновременно с приёмкой базы постепенно набирались штаты обслуживающего персонала из числа гражданского населения : повара, официантки, технические работники, мед персонал и.т.д. Прибывали для дальнейшего прохождения службы офицеры-преподаватели со своими семьями. Их размещали в соседних ДОСах, в которых тоже постепенно наводился порядок. В течении августа месяца практически весь командно-преподавательский состав «будущего» училища был укомплектован и расселён по ДОСам. Жилой фонд училища был небольшой и в одной квартире селили 2-3 семьи, на то время – это было обыденным делом. 1-го сентября дети офицеров пошли в школу по новому месту службы родителей. Хозяйственная деятельность училища шла полным ходом , всё было готово к приезду эшелона.

 

Так получилось, что перед самым переводом училища связи в Ригу , И.Т. Кушнир получил назначение к новому месту службы – в г.Пермь , в Авиационно-техническое училище, часть которого, как выше сказано, готовилась к переезду в Новоград-Волынский. Таким образом , Иван Тарасович «транзитом через Пермь» , опять возвращался в Новоград-Волынский.

 

К середине сентября 1953 года всё учебное имущество ,предназначенное для отправки из Перми в Новоград было подготовлено. За несколько месяцев до этого в Пермском училище был произведён набор курсантов на 1-й курс, с ними был проведён «курс молодого бойца» , личный состав курса принял Военную Присягу и им было объявлено, что дальнейшее обучение будет проводиться в Украине, во вновь сформированном военном училище в г. Новоград-Волынский.

 

Для переезда был выделен целый ж/д состав (эшелон). И.Т. был назначен на время следования начальником связи эшелона. В эшелон погрузили всё ранее подготовленное к отправке имущество учебной базы, личный состав курса в количестве 450 человек, с положенными по штату командирами и полит. работниками. О тщательности и продуманности подготовки учебной базы к переезду говорит тот факт, что в Новоград с собой вместе с оборудованием учебных классов повезли даже девушек-лаборанток , работающих в этих классах. Личному составу был выдан сухой паёк на путь следования.

 

22 сентября 1953 года эшелон прибыл в Новоград-Волынский. Курсанты прямо с поезда зашли в подготовленные для них казармы, в которых даже кровати уже были заправлены. Привезённое учебное имущество было оперативно размещено по учебным классам и подготовленным помещениям . А буквально через неделю, 1 октября, начались плановые занятия.! Это говорит о чёткой организации и большой подготовительной работе, проведённой, как в Перми , так и здесь на месте.


Для жителей Новограда-Волынского все эти переезды и передислокации училищ прошли незаметно. « Морское училище» было – « морское училище есть».
С первых дней полнокровной работы училища началось наведение порядка и строительство новых объектов , необходимых для проведения учебного процесса. По всему чуствовалось, что училище здесь обоснуется прочно и надолго.

 

10 июня 1954 года Постановлением Президиума Верховного Совета СССР Новоград-Волынскому училищу было вручено Боевое Знамя. Для вручения Боевого Знамени в училище прибыл начальник военно-морских авиационных учебных заведений генерал-лейтенант Шарапов Иван Васильевич. Весь личный состав училища был построен на стадионе и в торжественной обстановке Боевое Знамя было вручено. Боевое Знамя принял заместитель командира части по учебной работе,кандидат технических наук, полковник Соболевский Борис Львович. С этого дня училище стало полнокровной боевой единицей Вооружённых Сил.


На красном фоне Боевого Знамени было изображение военно-морского флага и название училища. В таком виде Боевое Знамя просуществовало до середины 80-х годов, даже когда училище было расформировано, а на его базе была создана школа авиамехаников. Много лет Знамя напоминало о славном военно-морском прошлом, пока на одном из военных парадов в окружном центре г.Львове, где личный состав в/ч 87358 постоянно принимал участие, один из «высоких начальников» не обратил внимание , мол почему «лётчики маршируют с морским Знаменем военного училища» ? Поступила команда Боевое Знамя заменить на соответствующее теперешнему назначению части. Так воинская часть лишилась главной военно-морской реликвии.


Для качественного проведения учебного процесса предстояло выполнить большой объём работы. В первую очередь необходимо было построить учебный аэродром, стоянки для самолётов, учебные помещения аэродрома. В училище должна была со дня на день поступить авиационная техника (самолёты) и её необходимо было где-то размещать. Стоянка самолётов,оставшаяся от училища связи, не удовлетворяла ни размерами ни расположением (на месте теперешнего стадиона в жилом городке) ни своим состоянием.
В кратчайшие сроки учебный аэродром был построен на служебной територрии училища за первым учебным корпусом.








Вскоре в училище стали поступать образцы авиационной техники. Самолёты привозили в разобранном виде в специальных контейнерах, фюзеляж,крылья, двигатель , оборудование - всё отдельно. На месте при училище была организована их сборка под руководством специалистов. После сборки, оборудование и системы самолёта проверялись на работоспособность. При желании можно было даже запустить двигатель и «погазовать».

На то время в училище поступили современные образцы авиатехники : Ил-28, Миг-15, Миг-17, Миг-19. Один из «училищных» самолётов Миг-19, в связи с переходом на более новые образцы авиатехники, в 70-е годы был подарен городу и установлен , как памятник героям-авиаторам возле житомирского моста.

Впрочем ,самолёты в училище поступали не только в разобранном виде, но и прибывали «своим ходом». На полевой аэродром «Броники» ( в десяти километрах от города ) сели восемь бомбардировщиков Ту-4. Экипажи сдали самолёты в исправном состоянии представителям училища и убыли в свою часть. Самолёты были разобраны специалистами ,перевезены в училище и их оборудование использовалось для совершенствования учебной базы.



В 1955 году самолётный парк училища состоял из десяти учебных самолётов, что вполне хватало для проведения практических занятий с курсантами.

С первых дней существования училища был разработан перспективный план его развития и строительства новых объектов , необходимых для качественного проведения учебного процесса и повседневной жизнедеятельности части. Задачи по строительству запланированных объектов были распределены между курсантскими подразделениями. Каждое классное отделение за время учёбы в училище ,в свободное от занятий время, должно было построить какой либо объект. Вспоминает бывший курсант училища, выпускник 1956 года Владимир Лобода :

«…Приход теплой весенней погоды добавил новые заботы. Училище было молодым и еще строилось и благоустраивалось. В планах командования на этот год было запланировано много работы. На совещании у начальника училища были распределены объекты между взводами и классными отделениями.
Двум классным отделениям, будущим специалистам пушечного и бомбового вооружения, досталась тяжелая работа. Им предстояло подготовить почву и посадить два фруктовых сада. На одном объекте когда-то был сад, но деревья устарели и не плодоносили. Их нужно было выкорчевать, а это не очень простое задание и посадить новые деревья. Второй сад предстояло разбить на новом месте. Это был девственный пустырь на территории училища, поросший чертополохом и заваленный строительным мусором. Нам не пришлось воспользоваться плодами их работы. Лишь на третьем курсе удалось попробовать первые плоды. Зато приемникам повезло, им достались плоды наших трудов, выросших на земле обильно политой курсантским потом, они регулярно получали фрукты на обед.

Наш взвод получил задание построить открытый плавательный бассейн и стрелковый тир. Правда, выполнив подготовительные земляные работы, тир и бассейн сдавали в эксплуатацию уже на втором курсе. А на третьем участвовали в расширении учебного аэродрома.
В училище привезли новую современную технику, самолеты Сухого. До этого учебными самолетами были фронтовой бомбардировщик ИЛ-28, истребители МИГ-15 и МИГ-17. На них проходили практику, учились обслуживанию авиационной техники. Правда, после окончания училища, большинству из нас пришлось обслуживать и трудиться совсем на других марках самолетов.

Нашему классному отделению достались самые тяжелые объекты. Завершить строительство стадиона, начатое в прошлое лето, начать строительство открытого плавательного бассейна. Выпускной - третий курс в работах не участвовал, их использовали только в экстренных случаях. В ближайшее время они должны были убыть на стажировку в боевую часть.

Поле стадиона, беговые дорожки и легкоатлетические сектора практически были готовы, в этом заслуга выпускников. С обеих сторон поля тракторами были насыпаны огромные покатые валы земли, успевшие зарасти мелкой травой. Нам предстояло построить на них трибуны для зрителей, двухэтажную трибуну для командования с раздевалками. На этом строительство стадиона заканчивалось.

Сложнее было с плавательным бассейном, его предстояло строить с нуля. Пока определили место строительства. Нам показали чертежи будущего сооружения. Строительство котлована уже началось, экскаваторы выбирали грунт, нам предстояло участвовать в заливке дна бассейна. Строительство стен, раздевалок, душевых, административных помещений: учебного класса, комнат для тренеров и врача предстояло военным строителям. Для этого в училище из округа прислали бригаду военных строителей в составе пяти человек.
Пока экскаваторы рыли котлован под плавательный бассейн, мы, сочетая подготовку к экзаменам с работой на стадионе, с тревогой смотрели на горы земли, вывернутые ими из котлована. Размер бассейна 25 на 10 метров, поэтому экскаватор рыл котлован 30 на 15 метров. Надо было проложить трубы для подачи воды и слива ее из бассейна. В общем, нам предстояло построить серьезное сооружение, оснащенное современной сантехникой.
Строительство стадиона подходило к концу. Установили новые ворота, разметили легкоатлетические сектора, площадки, на совесть закопали скамейки на насыпных валах. Величественно вознеслась в середине южной стороны центральная трибуна…»
«…Теперь нам предстояло самое трудное, нужно было готовиться к экзамену по немецкому языку и начать заливку дна бассейна. Все подготовительные работы были завершены. Со складов привезли около сотни старых кроватей, они должны были заменить арматуру для бетона. Два дня выкладывали их на дно будущего бассейна, связывали между собой проволокой, готовились заливать дно бассейна. День, на который назначили заливку, был последним днем подготовки к экзаменам по немецкому языку. По плану майора Костикова должны были закончить заливку до четырнадцати часов. Все шло по плану. Заливку начали в восемь утра и к одиннадцати залили половину бассейна. Но очередную партию бетона не привезли. Что-то сломалось на заводе, и отпуск бетона прекратился. Полковник Прищепко поехал на завод попытаться любым путем решить эту проблему. По технологии, заливка дна бассейна должна проходить непрерывно до полного завершения работ. Если сделать остановку в работе, бетон начинает высыхать неравномерно. На месте стыка плотность заливки будет нарушена и бассейн в этом месте даст течь.

Мы успели сходить на обед, отдохнуть, ожидали, что нас отпустят на подготовку к экзаменам. К шестнадцати часам стало известно, машины уже грузятся и скоро начнут подавать бетон. Но русское «скоро» затянулась до двадцати часов. Пришел начальник училища генерал-майор Евгений Михайлович Аникеев. Поблагодарив за труд, на вопрос, как будем сдавать экзамен по немецкому языку, пообещал, двоек никому не поставят. Мы завершили заливку дна бассейна в два часа ночи. За счет зарядки нам разрешили спать на час больше. На следующий день, отоспавшись после каторжного труда, с мозолями на руках и негнущейся спиной, сдавали экзамен по немецкому языку. Как и обещал начальник училища, двоек никому не поставили. Сейчас, вспоминая наш адский труд, ведь мы ногами и бревнами трамбовали бетон, для того чтобы он заполнил промежутки между кроватями, не чувствую разочарования. Мы своими руками создавали спортивное сооружение для себя. Оно должно служить и приносить удовольствие нам.

Бассейн просуществовал три года и начал пропускать воду по шву, образовавшемуся после вынужденного перерыва в заливке дна бассейна. Но это была не наша вина, это была вина системы, так называемого строительства хозяйственным способом. О том, что бассейн потек через три года эксплуатации, узнал через двадцать лет, когда первый раз после окончания училища побывал в Новоград-Волынске у брата, получившего назначение после службы в Германии в Новоград.







К сожалению этот уникальный даже для Новограда-Волынского объект , потомки не сберегли. Сооружение политое курсантским потом, построенное для будущих поколений, оказалось никому не нужным и пришло в негодность. А где-же были «новые хозяева и пресловутые сторожа?» А между тем за свою недолгую жизнь это спортивное сооружение знало и лучшие времена. Вспоминает бывший курсант в/ч 87358 Валерий Оленичев :

«…июле 1971 и июле 1972 выступал в ШМАСе на окружных соревнованиях ПрикВО по плаванию , за свой полк (Я проходил дальнейшую службу в 48 ОГРАП г.Коломыя). В 1971 пришлось даже соревноваться с призером олимиады в Мехико, Юрием Громак, который был приписан к нашей части…»

А сколько было радости детям «морского». Ведь к большому бассейну с тыла был пристроен бассейн поменьше - «лягушатник». Практически в то же время было закончено строительство стадиона в жилом городке. Стадион строили, соблюдая все технологии – под слоем дёрна находится многослойная «подушка» из щебня , песка и шлака , проложена дренажная система. Поверхность поля сделали на 10 см выше окружающего ландшафта, её тщательно выравнивали и укатывали катками. Даже после длительных дождей ,игровое поле быстро просыхает и готово к игре. На стадионе и в наши дни вы никогда не увидите луж. Любители футбола быстро оценили достоинства этого поля и считают, что оно лучшее в городе.

Большая работа проводилась по благоустройству территории военного и жилого городка. Были построены и заасфальтированы все дороги, оттрассированы аллеи,разбиты клумбы. Все дикорастущие деревья ( в основном осины) были вырублены и вдоль дорог и аллей высажены саженцы пирамидальных тополей. Эти тополя надолго потом оставались «визитной карточкой» морского. Многие ,кто побывал в Новограде и служил в морском, в первую очередь вспоминают пирамидальные тополя








Вокруг территоритории городка, включая ДОСы жилой зоны, был построен кирпичный забор с двумя контрольно-пропускными пунктами (КПП). КПП-1 стояло на выходе из городка в город по ул. Левченко, а КПП-2 на выходе в сторону ж/д вокзала по ул. Твиленевой. Центральное КПП находилось между жилой зоной и служебной территорией училища. Вход/выход на территорию городка и в город осуществлялся по пропускам,которые выдавались каждому жителю городка,включая и гражданских лиц, работающих в училище. Строгий пропускной режим во многом способствовал поддержанию образцового порядка на территории.












Активная жизнедеятельность училища и учебный процесс с практическими занятиями на авиационном оборудовании требовал большого расхода электроэнергии, с которой в Новограде-Волынском в то время были перебои. Зачастую электричество отключали в самое неподходящее время, случались срывы учебных занятий. Поэтому командование училища приняло решение создать автономный аварийный источник электроэнэргии. Было построено здание электростанции, в котором был установлен дизель-генератор с подводной лодки, обеспечивающий электроэнергией весь военный городок в случае аварийной ситуации. (Сейчас в этом здании находится кафе «Диброва».)

В тот же период была построена дополнительная « малая» котельная , для обеспечения теплом служебных помещений аэродрома и автопарка училища. Проведён ремонт теплотрассы к ДОСам – в жилом городке стало теплее.




Масштабное строительство новых объектов училища не в коей мере не мешали качественному проведению учебного процесса и подготовке офицеров-авиатехников.
Процесс учёбы шёл своим чередом. В 1954 году был произведён первый набор абитуриентов, Училище становилось известным , желающих стать морским авиатехником было много. Из воспоминаний бывшего курсанта училища В.Лободы :

«… Приемная комиссия находилась на первом этаже учебного корпуса. В холе стояла очередь - человек пятьдесят. Заняли с Валерием очередь и стали ожидать, когда подойдет черед сдавать документы в приемную комиссию. Прислушиваясь к разговорам окружающих, узнали, документы принимали у всех поступающих. Но при наличии большого количества троек, советовали подумать и не терять напрасно времени. Стращали суровой военной службой.

Очередь шла довольно быстро. Тех, кто приехал с направлением военкомата и справкой о состоянии здоровья, сразу отправляли в лагерь, где предстояло прожить все время сдачи экзаменов и карантина. Ребята, приехавшие без направлений военкомата, собирались в группы и направлялись в санитарную часть на медицинский осмотр.

После сдачи документов мы простились с родными, выслушали их наставления и в сопровождении курсанта пошли в палаточный лагерь, где располагались кандидаты в курсанты, так отныне мы именовались.
Желающих поступить в училище набралось около полутора тысяч человек, а набирали всего четыре классных отделения, сто двадцать человек.
Первый экзамен значительно сократил число претендентов. Практически одна треть кандидатов в курсанты покинула наши ряды. Палаточный городок состоял из ста палаток. В лагере находилось почти тысяча абитуриентов, остальные жили в огромном спортивном зале.







Вступительные экзамены принимали преподаватели общеобразовательного цикла училища.





После решения мандатной комиссии о зачислении в списки училища,кандидаты на учёбу или как их уже называли курсанты, распределялись по подразделениям и для них начинались занятия по «курсу молодого бойца» (КМБ), который длился несколько недель. После окончания КМБ личный состав молодого пополнения училища принимал Военную Присягу, обычно это был воскресный день, в училище был праздник. Мероприятие проходило на стадионе училища т.к. строевой плац в то время не мог разместить весь личный состав.





После принятия Военной Присяги начинался основной учебный процесс по подготовке авиаспециалистов.Теоретические знания курсанты получали на занятиях по изучению авиационной техники в специальных классах-лабораториях, которые размещались в учебных корпусах №1и №2. Оборудование этих классов частично было перевезено из Пермского училища в период формирования , остальное изготовлялось уже на месте с помощью наиболее подготовленных курсантов-рационализаторов, под руководством опытных инструкторов и преподавателей.

Занятия по политической подготовке и полит.информации с личным составом проводили работники политического отдела. 100% л\с курсантов были комсомольцами, а на последних курсах обучения наиболее достойные и подготовленные становились кандидатами и членами коммунистической партии.













Главной задачей подготовки офицеров – авиационных специалистов, было приобретение практических навыков в обслуживании авиатехники при подготовке её к полётам, умение быстро и качественно осуществлять проверку работоспособности оборудования и систем самолёта, проводить анализ и устранение неисправностей и отказов авиатехники во время её эксплуатации. Важное значение имеет так же умение самостоятельно выполнять положенный объём работ на технике, умение заправлять самолёт кислородом и другими спец. жидкостями, подготовить авиавооружение и снарядить им самолёт.

 

Все эти навыки приобретаются при проведении практических занятий на учебном аэродроме под руководством опытных инструкторов-преподавателей. Самолётный парк училища и состояние его материальной части позволяло успешно проводить занятия с курсантами.















 

Проведения досуга в выходные и праздничные дни – это отдельная тема , про которую все выпускники училища вспоминают с удовольствием.
Центром воскресного досуга был клуб училища,который с момента сформирования училища использовался по прямому назначению – только как клуб! (Курсантскую столовую перенесли на первый этаж 1-го учебного корпуса, где она просуществовала до 1983 года.)

 

Каждое воскресенье в клубе училища демонстрировались кинофильмы ,которые ещё не демонстрировались в городском кинотеатре и вызывали интерес у всего населения военного городка. Поэтому зачастую в кинозале было много членов семей офицерского состава.

 

На высоком уровне была художественная самодеятельность подразделений, сводный концерт которой показывали на все большие праздники в клубе. Активное участие в худ.самодеятельности принимами жёны и дети офицеров , а так же гражданские лица, которые работали в училище.
Один раз в неделю проводилась общеучилищная вечерняя поверка с прогулкой всего личного состава училища под оркестр по городским улицам до к/т Щорса и обратно. Моряки шли строевым шагом и с песнями. Посмотреть на такое зрелище выходил весь город. Курсанты в чёрной морской форме, офицеры с кортиками на боку и в белых перчатках всегда держали негласное первенство среди воинских частей гарнизона.

 

На всех военных парадах ,проводимых в Новограде по большим праздникам , коробка морского училища неизменно проходила под аплодисменты жителей города. Моряков любили и гордились, что в городе есть такое училище!
По выходным дням на территории училища проводили танцевальные вечера , попасть на которые мечтали все девушки в Новограде. Летом такие вечера проводились на открытой танц.площадке, построенной в форме «восьмёрки» напротив клуба в саду (на этом месте сейчас новая столовая), а в зимнее время - в клубе училища.







Невозможно себе представить жизнедеятельность училища без гражданских служащих. В штатах училища, кроме гражданских преподавателей , добросовестно трудились и старательно выполняли свои обязанности наравне с военнослужащими , много гражданских служащих (служащих Советской Армии). Настоящие профессионалы и знатоки своего дела трудились на всех объектах училища: инструктора и лаборанты на учебной базе, повара и официантки в курсантской столовой, медицинские работники в санитарной части, типографские работники, библиотекари, машинистки, чертёжницы, бухгалтеры, телефонистки, водители автопарка, кладовщики на складах, швеи в ремонтной мастерской, десятки незаметных, но очень важных должностей.

 






Большое внимание в училище уделялось спортивно-массовой работе. Физическая подготовка выносилась на выпускной государственный экзамен наравне с со специальными дисциплинами. На служебной территории и в жилом городке было построено большое количество спортивных площадок, на которых можно было проводить занятия по гимнастике , играть в спортивные игры. Спортивная база училища включала в себя : два стадиона (с большими футбольными полями и беговыми дорожками), отапливаемый спортивный зал с паркетным покрытием, открытый (летний) плавательный бассейн, полоса препятствий, гимнастический городок в р-не казармы и гимнастический городок в р-не жилых ДОСов, волейбольные и баскетбольные площадки и площадка для игры в городки, стрелковый тир.

 

Кстати, стрелковый тир тоже в своём роде уникальное сооружение – предназначался не только для стрельбы из личного оружия офицеров (пистолетов), но и благодаря специальным пулеулавливателям и отрицательному углу наклона плоскости стрельбы, позволял успешно проводить стрельбу из карабинов и автоматов. Мало того! В тир закатывался ,с расположенного рядом учебного аэродрома , бомбардировщик Ил-28 и с его спаренной кормовой артиллерийской установки производилась пристрелка пушек! В тир постоянно приезжали потренироваться в стрельбе «гости» - личный состав райотдела милиции и стрелки ВОХРа.

 

Недалеко от города в районе с. Александровка имелось подсобное хозяйство училища с искусственным водоёмом, на который были завезены настоящие морские шлюпки. Там проводились занятия и соревнования по гребле на шлюпках (моряки всётаки!) Наличие такой базы позволяло эффективно проводить с курсантами занятия по физической подготовке. Кроме плановых занятий и ежедневной утренней зарядки курсанты в свободное время имели возможность заниматься спортом самостоятельно. Для этой цели в училище были созданы спортивные секции начиная с шахматной и заканчивая тяжёлоатлетической.
В училище регулярно проводились спортивные праздники и соревнования между подразделениями на первенство училища по различным видам спорта.

 

Сборные команды училища неоднократно занимали призовые места на окружных соревнованиях. Собственно при наличии такой хорошей спортивной базы большинство окружных соревнований проводились в училище.














Венцом обучения в училище была сдача курсантами государственных выпускных экзаменов. Экзамены сдавались как по специальным дисциплинам, так и по общевойсковым предметам (Уставы ВС, строевая и физическая подготовки). Отдельной категорией был гос. экзамен по политической подготовке и истории КПСС.

 

Для приёма экзаменов в училище создавалась Государственная приёмная комиссия, в которую , для более объективной оценки знаний выпускников, кроме «местных» преподавателей входили ещё и представители Управления военно-учебных заведений и инженерного состава ВВС.

 











Незаметно пролетело время учёбы в училище, позади курсантские годы, позади учёба, трудовые будни, мозоли на руках. Позади выпускные экзамены, впереди годы офицерской службы.
Выпускникам 1955-56-57 гг было тяжелее всех – им приходилось учиться и строить своё училище для последующих поколений курсантов. Именно их руками , их добросовестным трудом был заложен прочный фундамент будущего процветания училища.

 









Кроме офицеров-техников, специалистов по обслуживанию самолётов авиации Военно-морского флота, училище готовило и других спецов. Собственно училище можно назвать многопрофильным учебным центром. Были различные сроки обучения : для курсантов, закончивших до училища 10 классов срок обучения был 3 года, а для тех ,кто имел за плечами техникум - 2 года. Соответственно программа обучения для них была разная и проходили обучение они в разных подразделениях.

 

Параллельно с подготовкой будущих офицеров-техников , в училище призывались на срочную службу призывники для прохождения 9-ти месячного обучения по программе авиационных механиков для частей морской авиации. Эти выпускники-механики после окончания обучения направлялись для дальнейшего прохождения срочной службы в части морской авиации по всей территории Советского Союза. Кроме курсантов при училище проходили срочную службу матросы роты хозяйственного обеспечения. В то время на проддовольствии в училище стояло от 950 до 1000 человек , а курсантская столовая работала в две смены.

 

С увеличением численности жителей военного городка «морское» стали возникать проблемы с обучением детей в из семей офицерского состава училища. По «традиции» все они ходили в СШ№5 . Классы были переполнены, занятия проводились в две смены. С дошкольными детскими учреждениями дело обстояло ещё хуже – мест в них просто небыло!

 

Командование училища ,несмотря на нехватку помещений для своих внутренних нужд, приняло решение перенести штаб училища и санитарную часть на служебную територрию. Штаб разместили на первом этаже 2-го учебного корпуса ,а санчасть в отдельном здании за учебным корпусом, где раньше находились мастерские. В освободившихся зданиях штаба разместился филиал СШ№5, где учились дети из военного городка, а в помещениях сан.части открыли «свой ведомственный» детский сад.

Если дети офицеров училища были «устроены» ,то с трудоустройством жён были проблемы. Все вакантные гражданские должности в училище в первую очередь предоставлялись членам семей офицеров, но это было недостаточно для обеспечения работой всех желающих. На то время в маленьком провинциальном Новограде найти работу по специальности было очень сложно. Политический отдел училища для решения проблемы занятости членов семей офицеров открыл при клубе училища «Курсы кройки и шитья», куда с удовольствием записались все желающие. Навыки, полученые на этих курсах, очень пригодились. Такие курсы закончила в своё время и жена Ивана Тарасовича Кушнира.

В ноябре 1957 года училище вывели из подчинения Военно Морского флота и переподчинили територриально Прикарпатскому военному округу. Выпускники училища стали направляться не только в части морской авиации, но и в Военно Воздушные Силы (ВВС).

 

Изменились базы и источники снабжения , в том числе вещевым имуществом и личный состав постепенно начал «переодеваться» в общевойсковую форму. Сначала это коснулось переменного состава – курсанты все стали носить общевойсковую (зелёную) форму одежды. Только выпускники которые направлялись в части морской авиации получали по выпуску комплект морской офицерской формы. Постепенно , с истечением сроков носки обмундирования, общевойсковую форму стали носить и офицеры училища.

 

По выходным дням моряков в городе становилось всё меньше, а затем и совсем не стало, но училище, а вместе с ним и этот район города по привычке и до сих пор называют « МОРСКОЕ училище».
А училище продолжало готовить кадры для Флота и ,теперь уже и для ВВС страны. Учебный процесс продолжался.