Часть первая : УЧИЛИЩЕ СВЯЗИ.

Один из районов города Новоград-Волынский называется «Морское». Многие из нас слышат и произносят это название не задумываясь о корнях возникновения такого названия, необычного для сухопутного города .

 

Остановите и спросите сегодня в городе любого молодого человека , почему Морское называется Морское ? Может один из десяти вам ответит, что раньше мол, там были какие-то моряки…. На самом деле название «морское» это всё, что осталось от полного названия этого района города,как его называли местные жители в 50-60-х годах - « морское училище». Возникает сразу вопрос – откуда морское училище в «сухопутном «Новограде, в городе удалённом от ближайшего моря на сотни километров? Что-бы понять тайный смысл такого загадочного факта, заглянем немного в историю.

 

Первые послевоенные годы , конец сороковых ознаменовался постепенным расколол бывших союзников по Второй Мировой Войне на два противостоящих лагеря , а после знаменитой «фултоновской речи» Черчилля началась «холодная война» ,со всеми вытекающими последствиями.
Противники начали втайне друг от друга ,в условиях строжайшей секретности, создавать новые виды вооружения,и всячески укреплять свои вооружённые силы , сформировывались новые воинские части, открывались военные училища. Именно в те годы в труднодоступных районах СССР, недосягаемых для самолётов-разведчиков, стали возникать и рости целые города, НИИ и промышленные центры,которых небыло ни на одной карте. Там ,,ковалось оружие обороны,, Что-бы обеспечить секретность и ввести противника в заблуждение ,применялись все способы дезинформации и нелогические решения. Иненно в те годы в лексиконе и появились выражения типа ,,подводная лодка в степях Украины,, . В принципе принятие ,,на верхах ,, решения о размещении в Украине, в центре европейской части материка военного МОРСКОГО училища и было такой ,,подводной лодкой…,,

 

Из воспоминаний ветерана училища и в/ч 87358 с 1948 года Ивана Тарасовича Кушнира ( в дальнейшем И.Т.) узнаём, что идея разместить морское училище именно в Новограде-Волынском принадлежит полковнику Кошелю Ивану Митрофановичу., нашему земляку, новоградцу.
Когда в учебном центре Новая Ладога, Ленингр. обл.(Центральная школа связи) поднялся вопрос ,где размещать вновь создаваемое, военное училище связи, полковник Кошель предложил Новоград-Волынский, где он бывал неоднократно и где имелся подходящий , пустующий после войны, военный городок, рядом ж/д станция и автомагистраль Брест - Киев. Его предложение было принято и в 1946 году в Новограде-Волынском было сформировано Военно-Морское авиационное училище связи (ВМАУС).

 

С тех самых пор в Новограде появились военные моряки, приводя в недоумение местных жителей, больше привычных к кавалерийским галифе с леями ,чем к морским клешам. В 1947 году был произведён первый набор курсантов из числа мичманов и старшин, проходивших службу на офицерских должностях в частях морской авиации и на флоте.Срок обучения был 12 месяцев. Училище готовило офицеров - специалистов связи для обслуживания радиосвязного оборудования самолётов морской авиации , наземных средств связи и наземных радионавигационных станций. Кроме этого два классных отделения (примерно 60 человек) готовили офицеров- шифровальщиков, для работы на кодировочных машинах (типа немецкой «ЭНИГМА») Шифровальщики занимались в спец. классах ,которые после занятий закрывались, опечатывались и сдавались под охрану караула . Ихней будущей специальностью интересоваться было не принято.

 

В 1947 году был первый выпуск офицеров. А с 1948 года в училище на трёхгодичный срок обучения стали принимать абитуриентов с ,,гражданки,, по направлению военкоматов.
Интересны воспоминания одного из курсантов училища из числа старшин- фронтовиков Якова Красильщикова, они воссоздают обстановку того времени в самом городе ,гарнизоне и бытовых условиях курсантов-слушателей. Приведу несколько отрывков из этих воспоминаний:

 

,,….В 1947 году полковник Кошель предложил мне поступить в его училище. Посоветовавшись с Любой, я написал заявление и получил предписание к 1 сентября прибыть в город Новоград-Волынский для учебы в Военно-Морском училище связи. Ведь мне надо было приобретать специальность, чтобы обеспечить жизнь нам обоим и нашей дочери. Поэтому спокойно оставили таким трудом добытую квартиру в Ленинграде. Ведь связист – это что-то!

Мы без колебаний оставили Центральную школу связи, сели в поезд на Витебском вокзале и покатили навстречу неизвестной судьбе «за птицей счастья завтрашнего дня». Это была наша жизнь, наша судьба, наша доля.

Дорога в Новоград-Волынск показалась короткой. Прибыли в Киев и тут же местным поездом до Новоград-Волынского. Маленький вокзальчик, несколько человек военных на платформе. Выгрузившись из вагона, я пошел к военному коменданту узнать, как добраться до училища. Он усмехнулся и сказал: - В конец платформы и налево, там, в 100 метрах КПП училища.

Оставив Любу с вещами на вокзале, я пошел в часть. Время было около 5 часов, в штабе я застал начальника строевой части. Познакомившись с моими документами, он посоветовал мне присмотреть жилье в одном из домов военного городка. Военный городок тогда представлял собой около десятка четырехэтажных зданий. Все сохранившиеся с военных времен квартиры были заняты. Мне оставалось выбрать мало-мальски пригодную для жилья комнату.
Нашел на первом этаже одного из корпусов. Двери нет, окно выбито снарядом, но пол есть. В общем, пока жить можно. В казарме, в 3-й роте мне дали двух матросов и сопровождающего старшего сержанта. Это был Сухарев Зосим (Зоха) Иванович. В дальнейшем мы крепко сдружились.

Привели с вокзала Любу, она, увидев жилье, чуть не заплакала. Но Зоха обещал помочь и действительно уже через час он навешивал дверь в комнату. С окном он тоже успокоил – все будет. На следующий вечер два матроса с Зохой принесли из бывшей оранжереи большущую раму со стеклами. Вставив ее в окно, я увидел, что до закрытия оконного проема не достает около метра. Сам собрал в соседних домах целые кирпичи, и, замешав глину, я заделал этот проем. Получилось вполне прилично. Днем провел электричество, подключил электро-плитку, но было прохладно. Из оставшихся кирпичей я сложил маленькую печь по типу «буржуйки», дым из которой я вывел с помощью водосточных труб (собранных на улице) в оконное отверстие. Теперь не хватало только кровати и стола. В части мне дали и то и другое. Начали обживаться.

Меня назначили старшиной третьей учебной роты, командир роты старший лейтенант Бахмацкий, замполит – ст. лейтенант Кузнецов. Я немедленно приступил к исполнению своих обязанностей вместе с учебой. Как курсант я получал небольшое денежное содержание. Пришлось продавать на базаре вещи. Из столовой я старался принести хоть что-нибудь съестное. Хорошо, что с собой мы захватили головку швейной машинки. Пристроив ее на ящике, мы получили ручную машинку, и Люба принялась за шитье для жен командиров. Это было подспорьем.

Распорядок дня в училище был такой: подъем в 6 утра, до 7 физзарядка и утренний туалет. В 8-30 роты шли в учебный корпус, обычно повзводно и поротно. Каждое подразделение со своей песней. При прохождении мимо домов начсостава, нас встречал командир батальона майор (фамилии его я не запомнил) и роты на его приветствие отвечали хором «Здравия желаем товарищ майор!» Если ему не нравилось, как отвечают роты, то он заворачивал подразделение и заставлял снова проходить мимо. Затем с 9 и до 14 часов шли занятия. В 14-30 обед и до 16 отдых. С 17 и до 19 – самоподготовка, после чего ужин и свободное время. Учеба в училище мне нравилась. Особенно занятия по математике, которые вел фронтовик бывший артиллерист, комиссованный по здоровью (туберкулез) капитан Корнеев. За короткое время 5 месяцев (1-й семестр) надо было пройти весь школьный курс с 7 по 10 классы. Преподаватель он был блестящий, и мы старались на каждой самоподготовке решать больше задач, чем было задано. При этом у нас даже разыгрывался спор на то, кто больше задач решит за время самоподготовки. Конечно, кроме математики были и другие предметы, но мы все-таки больше увлекались математикой. Вот что значит хороший педагог. Этот курс заложил во мне основу по математике для всей моей дальнейшей учебы и в техникуме и в институте…,,

Необычность пребывания в городе большого количества военных моряков приводило в замешательство не только гражданское население,но и приводило к комичным случаям при контакте с коренным, сухопутным гарнизоном,, Один такой случай описывает и Яков Красильщиков :

,,….. Особо хотелось отметить Мишку Хитерера. Он носил форму мичмана и в увольнение ходил с кортиком и в белых перчатках. Звание имел мичмана, но погоны носил капитана 3 ранга плавсостава без звездочек, то есть с двумя черными просветами, как курсант. В городе квартировали четыре воинских гарнизона. Помню только танкистов и летчиков. Мишка гордо вышагивал в своем мичманском мундире с кортиком у пояса и встречные офицеры, увидев его непонятные погоны, отдавали ему честь, что воспринималось им как должное. Так продолжалось довольно долго. Однажды, во время прогулки по городу Мишка остановил капитана танкиста за то, что тот не приветствовал его. Завернув его и, приказав капитану пройти мимо него строевым шагом, Мишка ждал выполнения команды. Тот прошел мимо Мишки, затем подошел к нему и, извинившись, поинтересовался его воинским званием. Мишка гордо ответил «мичман». - Что? – взревел капитан, - всего старшина! А ну-ка мимо меня 20 раз строевым шагом. Мишка был вынужден подчиниться. Затем капитан подозвал патруль и приказал арестовать Мишку на трое суток. Весть об этом происшествии мигом облетела гарнизон, и теперь Мишке нельзя было появляться в городе. Каждый встреченный им офицер, даже младшие лейтенанты, не отказывали себе в удовольствии погонять его строевым шагом. Вот так-то! Уж мы в роте похохотали над его приключениями…

Летом 1948 года по направлению военкомата Черниговской области в училище поступил Иван Тарасович Кушнир. Из его воспоминаний об училище:

Это был первый набор гражданских абитуриентов. Конкурс при поступлении был большой, кандидаты приехали со всех уголков страны: Томск, Фрунзе, Одесса, Чернигов… Абитуриенты были в основном дети военнослужащих, решившие продолжить семейную традицию.

Хотя на тот момент училище уже существовало два года, военная разруха давала ещё себя знать. Бытовые условия курсантов были тяжёлыми. Наступила зима , центральное отопление не работало, казарма отапливалась печкой – посредине спального помещения стояла громадная железная бочка, труба была выведена в окно, топили дровами и углём. Видимо для сохранения тепла все окна в казарме были заложены кирпичём, кроме самых верхних секций. Были проблемы с топливом, поэтому старшина роты просил курсантов после окончания занятий в учебном корпусе тайком зайти на соседний топливный склад КЭЧ и каждому взять по два-три брикетика угля. По прибытии в казарму возле печки набиралась приличная куча – ночью будет тепло!

В классах учебного корпуса тоже было холодно- замерзали чернила. Несмотря на эти трудности учебный процесс шёл полным ходом .Все стойко переносили временные трудности.

В таких-же тяжёлых условиях жили офицеры училища и их семьи в трёх относящихся к училищу ДОСах №7(47), №17(49), №19(42) было печное отопление.В остальных ДОСах военного городка жили семьи офицеров-десантников – наших соседей.

Приёмы пищи осуществлялись в столовой-клубе. Это здание в то время выполняло две функции. На первом этаже готовилась пища , там находились варочные цеха. Затем с помощью специальных подъёмников-лифтов готовая пища поднималась на второй этаж в обеденный зал. Для проведения общих собраний личного состава училища , просмотра кинофильмов и проведения концертов худ.самодеятельности , столы в обеденном зале сдвигались и расставлялись вдоль стен и помещение превращалось в кинотеатр или танц. площадку.

Часто в училище приезжали с концертами артисты, их выступления разнообразили скромный курсантский досуг. Стены этого клуба видели даже выступление знаменитого Вольфа Мессинга. Вот так и перезимовали . С наступлением весны и установлением тёплой погоды ,курсантов переселили в палатки на стадион, а казарма встала на кап. ремонт.Все работы проводились своими силами в свободное от учёбы время. За лето было восстановлено центральное отопление в казарме, учебных корпусах и в ДОСах. Освобождены от кирпича оконные проёмы, застеклены рамы. Прилегающая территория постепенно приводилась в порядок . Жить стало веселей.







Пролетели годы учёбы. После окончания училища Иван Тарасович,как отличник учёбы остался в кадрах училища. Вместе с ним училище закончил и тоже остался в училище Александр Парфёнович Бакалов – будущий командир батальона. В 1952 году Военно-морское училище связи было передислоцировано в г.Ригу. Таким образом за шесть лет существования училища в Новограде-Волынском в казарменном городке и на прилегающей территории были постепенно устранены следы военной разрухи, здания приобрели жилой вид, появились перспективы. За этим районом города прочно закрепилось название «морское училище». Именно в этот период военный городок осматривал Маршал Конев И.С.(на то время – Командующий ПрикВО) и остался доволен состоянием базы. Видимо «на верху» уже были какие-то планы на будущее »морского».