Глава  34.  СПОРТИВНЫЕ  УСПЕХИ.
        После  окончания  всенародных  торжеств  наступили  будни  армейской  жизни.  Мои  помыслы  были  направлены  на  подготовку  к  очередной  спартакиаде.  После  бескомпромиссных  побед  сборных  команд  авиации  в  спартакиадах,  командование  флота  решило  включить  в  программу  соревнования  по  морскому  многоборию,  водному  поло, прыжкам  в  воду  и  гребле  на  шестивесельных  ялах,  которые  никогда  не  культивировались  в  авиации.  Это  изменило  требования  к  проведению  спартакиады  авиации.  Предстояло  участвовать  в  соревнованиях  по  морскому  многоборию,  гребле  на  ялах,  водному  поло  и  прыжкам  в  воду.
        Начальник  физической  подготовки  дивизии  капитан  Михаил  Варламов,  зная  мою  любовь  к  плаванию,  включил  во  все  сборные,  поручив  подготовить  команды  к  соревнованиям.  Намекнув,  это  будет проверкой  готовности  служить  начальником  физической  подготовки.   Капитан  Варламов  собрал  несколько  матросов  умеющих  плавать  и  создал  из  них  команду,  которой  предстояло  участвовать  в  соревнованиях  по  плаванию,  морскому  многоборию,  учиться  играть  в  водное  поло.  Это  и  были  мои  первые  воспитанники.  Пока  было  холодно  бегали  кроссы,  стреляли  из  мелкокалиберной  винтовки  ТОЗ.  Впервые  стал  нештатным  тренером  команды.  Свободного  времени  почти  не  было.  Приготовив  самолеты  к  полетам  все  уходили  домой,  а  я,  как  проклятый,  гонял  матросов  не  жалея  себя.  Хорошо,  дома  мог  спокойно  отдохнуть  и  планировать  свое  время.
        Когда  собрал  учебники  для  подготовки  к  экзаменам,  убедился,  за  эти  годы  многое  из  физики  и  химии  позабылось.  Решил,  не  теряя  времени  и  не  желая  ожидать  следующего  года,  постепенно  восстанавливать  в  памяти  знания.  Нужно  было  серьезно  готовиться  к  экзаменам.
        Летнюю  спартакиаду  командование  авиации  решило  провести  в  Николаевке.  Благодаря  теплой  воде,  сбрасываемой  с  Лозовской  ТЭЦ  в  искусственное  озеро,  оно  не  замерзало,  это  позволяло  проводить  соревнования  значительно  раньше,  чем  в  Яхт-клубе  флота  в  спортивной  гавани  Владивостока.  Тем  самым  мы  имели  больше  времени  для  подготовки  команд.  Жители  Лозовой  и  отдыхающие  туристической  базы  стали  нашими  первыми  зрителями.  На  искусственном  озере  был  оборудован  двадцатипяти  метровый  бассейн  на  пять  дорожек,  вышки  для  прыжков  в  воду  не  было.  Поэтому,  невзирая  на  холод,  и  холодную  воду  в  открытом  бассейне  в  гарнизоне,  соревнования  по  прыжкам  в  воду  решили  проводить  в  бассейне.  Это  был  единственный  бассейн  в  авиации.  Температура  воды  всего  двенадцать  градусов.  Но  не  это  было  самым  тяжелым  испытанием.  Из  всех  команд  прыгунов  в  воду  прибывших  на  соревнования,  имеющих  разряды  оказалось  всего  четыре  человека.  Остальные  приехали  покупаться  и  отдохнуть.  Одним  из  участников  соревнований  оказался  одноклассник  Виктор  Левик,  с  которым  учились  в  Новоград-Волынске.  Он  иногда  приходил  в  бассейн  и  прыгал  вместе  с  нами  с  трамплина,  сооруженного  с  помощью  станины  от  брусьев.
         Когда  начались  соревнования  по  прыжкам  в  воду,  молва  о  которых  моментально  облетела  поселок,  зрители  заполнили  небольшую  трибуну,  построенную  у  бассейна.  Первый  прыжок - пол  оборота  вперед  из  передней  стойки  преодолели  все.  Второй - из  задней  стойки  пол  оборота  вперед  расставил  все  точки  в  соревнованиях  и  не  только  рассмешил  зрителей,  но  и  доставил  им  огромное  удовольствие.  Не  повезло  моему  однокласснику  Виктору  Левику.  Сильно  оттолкнувшись,  он  так  и  не  смог  совершить  пол  оборота  и  плашмя  приводнился  на  водную  гладь  бассейна.  Из  воды  вышел  с  отпечатавшимися  на  спине  ребрами.  Он  был  не  одинок  в  своем  несчастье.  В  общем,  повеселили  местную  публику.
         В  этом  аттракционе  участвовали  женщины.  Мы  привезли  Тамару Максимову - гимнастку,  которая  выступала  за  сборную  дивизии.  Надеялись,  она  сможет  освоить  прыжки  в  воду.  Отважная  женщина,  она  действительно  смога  выполнить  три  обязательных  прыжка  из  четырех,  показав  лучший  результат  среди  женщин.  Но  ни  это  стало  главным  и  интересным  в  ее  выступлении. 
          Когда  приехали  в  Николаевку,  Тамара  призналась,  она  не  умеет  плавать.  Она  была  моим  протеже,  и  я  не  знал,  как  сказать  об  этом  Михаилу  Варламову.  Но  Тамара  успокоила,  она  согласна  попробовать,  но  нужно  придумать,  как  вытаскивать  ее  из  воды.  Когда  заполнили  бассейн,  показал  Тамаре  прыжки,  которые  нужно  было  освоить.  Она  согласилась  повторить  и  довольно  успешно  это  сделала.  Для  страховки  мы  с  Евгением  Воробьевым,  первым  номером  команды  по  прыжкам  в  воду,  по  очереди  находились  в  бассейне,  помогая  Тамаре  держаться  на  воде  после  выполнения  прыжка.  К  началу  соревнований  упростили  страховку,  уж  больно  холодно  было  находиться  почти  в  ледяной  воде,  и  стали  вытаскивать  ее  с  помощью  длинного  шеста.  Когда  Михаил  Варламов  узнал,  что  Тамара  не  умеет  плавать,  хотел  запретить  ей  участвовать  в  соревнованиях.  Но  Тамара  уговорила,  а  мы  с  Женей  продемонстрировали  изобретенные  меры  страховки.  В  сердцах  выразившись,  Михаил  махнул  рукой,  и  ушел.
          Для  зрителей,  соревнования  по  прыжкам  в  воду  оказались  незабываемым  зрелищем,  а  то,  как  вытаскивали  Тамару  из  бассейна,  вызывало  массу  эмоций.  По  итогам  соревнований,  в  сборную  команду  авиации  по  прыжкам  в  воду  попали  все  три   участника  нашей  команды,  в  том  числе  и  Тамара, а  так  же  два  участника  команды  из  Монгохто.
Я  получил  персональное  задание  от  подполковника  Крайнюка,  до  начала  соревнований  на  первенство  Тихоокеанского  флота  научить  Тамару  плавать.  К  началу  соревнований  она  освоила  плавание  брассом  и  сама  выбиралась  из  воды.
        Соревнования  по  плаванию  и  водному  поло  проходили  на  теплом  озере  в  Лозовой,  и  это  доставляло  удовольствие.  После  холодной  воды  бассейна  в  Николаевке,  вода  в  озере  казалась  теплой  и  ласковой.  Порой    отказывались  от  обеда,  оставаясь  на  озере  до  вечера. Соревнования  по-морскому  многоборию  проходили  без  гребли  на  ялах,  в  авиации  небыло  своего  яла.   После  окончания  соревнований  я  стал  не  только  участником  сборной  команды  морских  многоборцев,  но  и  ее  первым  тренером.  Мое  желание  остаться  в  Николаевке  временно  исполнилось.
        Сборы  по  водным  видам  спорта  решено  было  провести  в  Николаевке.  Для  улучшения  питания  нам  разрешили  питаться  в  летной  столовой.  Но  проблема  заключалась  в  другом,  нам  надо  было  готовиться  к  гребле  на  ялах  и  гонке  под  парусом.  В  то  время  в  Лозовой  не  было  гребной  базы,  лишь  легкие  плоскодонки  турбазы  демонстрировали  возможности  теплого  озера  в  развитии  гребного  спорта.  А  наше  первое  его  использование  в  спортивных  целях  стало  тому  толчком. Пройдут  годы,  и  Тихоокеанский  флот  построит  на  берегу  озера  гребную  базу  флота,  где  будут  тренироваться  гребцы  Приморского  края.   
        Пока  тренировались  в  плавании,  стрельбе  и  кроссу,  подполковник  Крайнюк  добывал  для  нас  шестивесельный  ял  и  оснастку  для  него.  Когда  удалось  найти  старенький  ял,  простые  вальковые  весла,  нас  перевезли  в  профилакторий  для  летного  состава  на  Океанскую.  Здесь,  впервые  в  жизни,   начал  самостоятельно  осваивать  греблю  на  ялах  и  управление  судном  под  парусами,  настоящее  морское  ремесло  о  котором  мы  с  друзьями  мечтали  в  школе.  В  команде  никто  не  управлял  парусом,  да  и  ялом  тоже.  Оказалось,  не  так  просто  быть  рулевым  яла.  Подполковник  Крайнюк  договорился  со  знакомым  спортсменом  парусником,  и  он  провел  с  нами  одно  теоретическое  занятие  и  один  раз  мы  вышли  в  море  под  парусом.  Это  было  первое  и  последнее  учебное  занятие,  все  остальное  постигали  сами  в  процессе  регулярных  тренировок.  Я  не  особенно  надеялся  на  результаты  команды  в  гребле  и  гонках  под  парусом,  основной  упор  делал  на  кросс,  плавание  и  стрельбу.  И  все  же  наши  упорные  тренировки  в  гребле  и  гонках  под  парусом  сослужили  нам  в  дальнейшем  хорошую  службу.
        Спартакиада  принесла  сборным  командам  авиации  очередные  победы.  Традиционно  успешно  выступили  в  легкой  атлетике,  спортивных  играх.  Не  отстали  и  в  морских  видах  спорта.  Стали  призерами  в  плавании,  водном  поло, прыжках  в  воду.  Но  успех  команды  в  военно – морском  многоборье  никто  не  ожидал.
         Когда,  на  подведении  итогов  летней  спартакиады  Тихоокеанского  флота,  главный  судья  соревнований - генерал-майор  Горбатых  вручал  переходящий  кубок  по  военно-морскому  многоборию,  он  произнес  такую  речь: -  «Когда  вручал  кубки  и  грамоты  спортсменам  авиаторам  по  спортивным  играм,  это  было  понятно.  Они  живут  на  земле,  у  них  больше  возможностей  для  тренировок.  Когда  вручал  авиаторам  грамоты   за  успешное  выступление  в  плавании  и  водном  поло,  было  понятно,  они  очень  старались  и,  несмотря  на  отсутствие  в  частях  бассейнов,  сумели  подготовить  команды.  Но  теперь,  когда  вручаю  переходящий  кубок  за  победу  в  соревнованиях  по  военно-морскому  многоборию  команде  авиаторов.  Мне  немного  стыдно  за  истинных  моряков.  Но  мне  становиться  еще  более  стыдно  оттого,  что  сборная  команда  авиаторов  заняла  третье  место  в  гребле  на  ялах  и  выиграла  из  пяти  гонок  под  парусом – две».
        Это  был  триумф  и  мой  первый  успех  в  роли  тренера  команды.  Признаться,  сам  не  верил  в  такой  результат.  Мне  не  с  чем  было  сравнить  свою  работу,  но  упорные  тренировки  и  разумный  риск  в  гонках  под  парусом  привели  нас  к  победе.  Оказалось,  я  делал  все  правильно,  не  жалея  ни  себя  ни  моряков.  Мы  выходили  на  тренировки  под  парусом  даже  в  легкую штормовую  погоду.  За  что  получал  нагоняй  от  подполковника  Крайнюка.  Но  победителя  не  судят,  а  опыт,  приобретенный  в  сложных  условиях,  сослужил  нам  добрую  службу.  К  благодарностям,  полученным  за  работу  на  авиационной  технике,  добавилась  благодарность  за  успешное  выступление  и  подготовку  команды  по-морскому  многоборию  от  командующего  авиации.

Оглавление