Глава  25.  ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ  ФАКТОР.                                                                                                                                        
        Однажды,  когда  готовили  самолеты  к  очередным  полетам,  со  стороны  сопок  за  полосой  послышался  приглушенный  звук  взрыва.   Но  больше  подобных  звуков  не  было,  и  мы  успокоились,  но  ненадолго.  На    стоянку  приехали  особисты  и  опрашивали  всех,  пытаясь  определить  направление  взрыва.  В  общем,  почти  все  указали  одно  направление,  и  они  поехали  в  сопки.  Приблизительно  через  час  в  ту  же  сторону  проехали  еще  несколько  машин.  Мы  поняли,  что-то  произошло.  Наше  подозрение  подтвердило  появление  на  КДП  командующего  авиации.  Вечером,  когда  ужинали  в  столовой,  прошел  слух,  в  сопках  разбился  самолет.  После  ужина  сидели  возле  столовой  в  курилке,  обсуждая  домыслы  о  случившемся  происшествии. По  неизвестным  причинам   машины,  которые  должны   вести  домой,  задерживались.
        Через  час  подошел  майор  Юрченко  и  приказал  каждой  группе  выделить  на  завтра  по  пять  человек  для  поиска  места  катастрофы.  Так  подтвердился  слух,  который  уже  передавался  из  уст  в  уста.  Я  попал  в  третью  группу.  Первая  группа  из  пятнадцати  человек  уехала  на  поиски  в  шесть  часов  утра.  К  обеду  они  по  рации  сообщили,  никаких  признаков  катастрофы  не  обнаружили.  У  них  были  запасы  продовольствия,  и  командование  поручило  продолжить  поиски  до  темноты.  После  обеда  отправили  вторую  группу,  но  в  этот  день  поиски  ничего  не  дали.  На  следующий  день  командование  собрало  группу  офицеров  занимающихся  охотой  и  отправило  их  в  свободный  поиск. 
        Охотники,  зная  район,  сразу  поехали  на  пасеку,  располагавшуюся  в  сопках.  Это  оказалось  самым  правильным  решением.  Пасечники  слышали  взрыв  в  сопках,  а  так  как  хорошо  ориентировались  на  местности,  указали  правильное  направление.  К  вечеру,  следуя  в  указанном  направлении,  поисковики  увидели  первые  признаки  катастрофы.  Кроме  наземных  групп,  поиски  вели  несколько  экипажей  самолетов,  но  так  ничего  и  не  нашли.  Когда  охотники  сообщили  о  своей  находке,  все  группы  были  возвращены  на  базу.  В  части  появились  несколько  боевых  машин  пехоты,  экипажи  которых  были  укомплектованы  офицерами.  Такой  поворот  событий  говорил  о  серьезности  происшествия.  Но  никто  не  знал  настоящей  причины  переполоха.  Для  работы  на  месте  катастрофы  нас  больше  не  привлекали,  но  мы  знали,  они  продолжаются.
         Каждый  день  из  района  поисков  возвращались  машины,  заполненные  какими-то  блоками.  Так  продолжалось  неделю,  и  поиски  были  прекращены.  По  ходившим  среди  офицерского  состава  слухам,  знали,  детали  самолета  и  секретных  блоков  собраны.  Мы  слышали  разные  причины  катастрофы,  но  самой  вероятной  показалась  одна.
        Самолетом  ЛИ-2  из  Москвы  везли  новейшее  акустическое  оборудование  для  подводных  лодок.  При  отправке  из  Москвы  экипаж  получил  схему  посадки  на  аэродром  Кневичи,  но  не  наше  летное  поле,  а  на  аэродром  пограничников,   который  располагался  на  поле  за  зданием  аэровокзала  и  имел  свою  систему  захода  на  посадку.  Разница  заключалась  в  том,  что  на  третьем  развороте  при  заходе  на  посадку  на  аэродроме  пограничников  высота  полета  была   шестьсот  метров.  На  нашем  аэродроме  из-за  сопки,  возвышающейся  на  шестьсот  тридцать  семь  метров,  высота  на  третьем  развороте  была  тысяча  метров.
        Когда  командир  ЛИ-2  запросил  добро  на  посадку,  он  обратился  к    руководителю  полетов.  К  сожалению,  в  этот  день  стояла  низкая  облачность,  сопки  были  скрыты  облаками.  Докладывая  руководителю  полетов  о  выполнении  третьего  разворота,  командир  доложил,  «высота  самолета  на  третьем  развороте  шестьсот  метров».  Вопроса:  - «Как  шестьсот?   командир  экипажа  уже  не  слышал.
       В  сопках  раздался  взрыв.  Облака  скрыли  место  катастрофы.  Когда    охотники  нашли  место  гибели  самолета,  поняли,  почему  не  удалось  найти  место  гибели  с  воздуха.  Сопка  была  покрыта  девственным  лесом.  Самолет  врезался  в  огромную  ель  и  свалил  ее,  рассыпавшись  на  куски.  Офицеры  особого  отдела  буквально  на  коленях  собирали  остатки  секретной  аппаратуры,  которые  разлетелись  по  ходу  самолета  почти  на  сто  метров.   
      Долгое  время  было  неизвестно,  почему  в  самолете  оказалось  два  лишних  человека.  Однако  и  это  скоро  стало  известным.  По  протекции  товарищей  двумя  пассажирами  оказались  офицеры,  возвращавшиеся  из  очередного  отпуска.  Так  закончилась  эта  печальная  история.  Стоившая  десяти  человеческих  жизней  и  гибели  дорогостоящего  оборудования.

Оглавление