Глава  19.  ВПЕРЕД  В  БУДУЩЕЕ.
        На  календаре  было  12  ноября  1959  года.  Молодой  лейтенант,  которому  только  исполнилось  двадцать  лет,  в  новой  с  иголочки  форме  морского  офицера  стоял  у  темного  окна  вагона,  провожая  родные  места  и  прощаясь  с  прежней - беззаботной  жизнью.  На  верхней  полке  блестел свежей  краской  новый  чемодан,  купленный  в  сумятице  всеобщей  озабоченности  курсантов  перед  выпуском  из  училища  в  военторговском магазине.  Набитый  скромными  лейтенантскими  пожитками,  и  старательно уложенным  гражданским  костюмом,  который  подарили  родные  перед  выпускным  вечером  в  школе.  В  общем - то,  не  так  много  событий  произошло  за  эти  годы,  а  трезво  оценить  всю  прелесть,  пусть  даже  военного  и  послевоенного  детства,  первые  годы  юношества,  пока  еще  не  пришло  время.  Впереди  была  самостоятельная,  полная  неизвестности  жизнь. Здесь  некому  было  поплакаться,  не  у  кого  было  спросить  совета,  все  в  жизни  предстояло  решать  самому.
       Эту  ночь  почти  не  спал,  пытаясь  оценить  прошедшие  годы,  осмыслить  предстоящую  самостоятельную  жизнь.  Поезд  пришел  на  Киевский  вокзал  Москвы,  поразивший  своим  великолепием  и  нескончаемым  потоком  людей  снующих  в  разные  стороны  с  озабоченным  видом.  Впору  было  растеряться,  но  я,  не  раздумывая,  пошел  к  военному  коменданту.  Кто  еще  лучше  может  просветить  своего  брата  военного,  немного  напуганного  неизвестностью  и  ликом  громадного,  безразличного  к  человеку - города.  Дежурный  офицер, привычно,  четким  голосом  рассказал,  как  лучше  добраться  до  аэропорта  Внуково.  Получив  исчерпывающий  ответ,  не  теряя  времени,  поехал  в  аэропорт.  Только  вошел  в  зал  ожидания,  сразу  встретил  двоих  сокурсников  Ивана  Ломоноса  и  Виктора  Крикуненко.  Это  была  судьба.  Мы  мало  общались  в  училище,  они  учились  в  другом  классном  отделении,  но  они  стали  моими  друзьями  в  первые  годы  лейтенантской  жизни. Теперь  стало  легче,  мы  могли  совместно  решать  свои  проблемы.  Оставив  парням  вещи,  пошел  искать  коменданта,  оказалось,  дежурный  офицер  комплектовал  команды  молодых  офицеров  для  отправки  к  новому  месту  службы  на  Дальний  Восток.  Так  легко  решился  вопрос  о  вылете  и  проблемах  с  билетами.
      Ожидая  вылета  в  переполненном  зале,  повстречали  еще  троих  выпускников  училища.  Иван  Ломонос  и  Дмитрий  Барабан  пошли  в  буфет  и  купили  водки,  им  очень  хотелось  отметить  встречу.  В  общем,  ко  времени  посадки  на  самолет  все  пятеро  были  на  хорошем  подпитии,  еле  удалось  уговорить  стюардессу  не  снимать  их  с  рейса.  Рассадив  ребят  по  креслам,  с  облегчением  перевел  дух.  Теперь  мы  точно  должны  были  долететь  до  Владивостока.
      Освоившись  в  салоне,  впервые  летел  на  реактивном  самолете,  решил  осмотреться.  Этот  полет  не  шел  ни  в  какое  сравнение  с  моим  первым  воздушным  путешествием  на  Дугласе,  которым  мы  с  мамой  летели  в  Польшу.  Вместительный  салон,  обилие  света  и  приветливые,  улыбающиеся  стюардессы,  действовали  успокаивающе.
       Разглядывая   пассажиров,  обратил  внимание  на  капитана  в  военно-морской  форме  с  авиационными  погонами  и  решил  с  ним  познакомиться.  Увидев,  что  он  пошел  в  конец  самолета  покурить,  в  те  времена  это  разрешалось,  подошел  к  нему. Попросил  рассказать  об  условиях  жизни  и  службы  на  Дальнем  Востоке.  Капитан  предложил  закурить.  Я  не  курил,  лишь  изредка,  для  солидности,  покупал  пачку  Любительских  папирос,  и  курил,  не  затягиваясь,  но  на  этот  раз  не  отказался.  Первый  вопрос,  который  он  задал,  поставил  меня  в  тупик.  Он  спросил,  какая  служба  меня  больше  всего  прельщает,  увидев  сумятицу  в  глазах,  ответил  вопросом  на  вопрос.  Если  меня  интересуют  цивилизованные  условия  жизни,  лучше  проситься  служить  в  Кневичах,  если  интересует  длинный  рубль,  нужно  проситься  на  Камчатку  или  в  Советскую  гавань.  Если  любишь  природу,  рыбалку  нужно  проситься  в  Романовку,  Суходол,  Новонежино.  Если  любишь  землю,  огород - тогда  в  Хороль.  На  этом  беседа,  имевшая  несколько  иронический  характер,  закончилась,  оставив  больше  вопросов,  чем  ответов.  Посоветовав  самому  определять  свою  судьбу,  капитан  пошел  на  свое  место.  Оставшись  один,    вдруг  понял,  что  не  знаю,  чего  хочу.  Озадаченный,  услышанным,  сел  на  место  и  незаметно  для  себя  уснул  сладким  сном.
       Самолет  совершал  две  посадки  для  дозаправки,  и  мы  выходили  посмотреть  на  новые  города,  ведь  аэропорт  является  отражением  развития  региона,  лицом  города,  области  или  края,  где  он  расположен.  Ничего  сверх  естественного  не  увидели,  но  решили,  аэропорт  Владивостока  будет  не  хуже.  С  этой  наивной  уверенностью  мы  и  ожидали  встречи  с  таким  загадочным  краем - Приморьем,  форпостом  страны  на  Дальнем  Востоке - городом  Владивостоком.
         Когда  подлетали  к  Владивостоку,  пытались  в  иллюминаторы  разглядеть  местность,  над  которой  пролетали.  Но  нам  не  повезло,  была  сплошная  облачность,  затем  появились  сопки  поросшие  лесом.  На  удивление,  среди  зелени  хвойных  деревьев  встречались  желтые  и  красные  вкрапления  лиственных  пород.  Капитан  объяснил,  в  этом  году  осень  очень  теплая,  поэтому  деревья  еще  не  расстались  с  листвой.
         И  действительно,  когда  вылетали  из  Москвы,  там  уже  было  холодно,  и  мы  не  парились,  надев  шинели.  Здесь  же  увидели  на  полях  еще  зеленую  траву,  деревья,  листья  которых  напоминали  радугу.  Правда,  когда  самолет  приземлился,  трава  оказалась  не  такой  уж  и  зеленой,  но  необыкновенный  цвет  листьев  на  деревьях  и  погода  поразили.  Нам  пришлось  снять  шинели  и  даже  расстегнуть  тужурки.   
        Перед  объявлением  посадки  капитан  подошел  ко  мне  и  сказал,  скоро  приземлимся  на  аэродроме  Кневичи,  это  и  есть  аэродром  аэропорта  Владивосток.  Капитан  загадочно  улыбнулся  и  пошел  на  свое  место.  Теперь  стала  понятна  его  градация  мест  службы.  Свой  выбор  я  сделал  сразу,  будущим  местом  службы  избрал  Кневичи,  только  не  знал,  как  этого  добиться.  Мы  с  ребятами  с  нетерпением  ожидали  встречи  с    Владивостоком.  Перед  посадкой  сел  возле  иллюминатора  с  левой  стороны,  пытаясь  с  высоты  птичьего  полета  обозреть  незнакомую  землю.  Когда  самолет  вынырнул  из  облаков,  внизу  открылся  вид  шахтерского  города,  мы  насчитали  пять  слегка  дымящихся  тереконов.  В  центре  города  возвышался  дворец,  но  больше  ничего  интересного  рассмотреть  не  успели.  Самолет  пошел  на  снижение,  и  мы  сели  на  свои  места,  ожидая  скорой  посадки.
       Так  14  ноября  1959 года  самолет  приземлился  в  аэропорту  города  Владивостока.  Эта  дата - своеобразный  мой  день  рождения  на  приморской  земле,  которую  предстояло  полюбить,  на  которой,  по  воле  судьбы,  предстояло - жить.  Мы  решили  не  мешать  пассажирам  выходить  из  самолета,  считали,  успеем  покинуть  его  спокойно  без  излишней  толкучки.   Какая  простота,  мы  не  знали  местных  условий.  Пассажиры  ринулись  на  первый  автобус,  и  он  ушел  без  нас.  Разве  могли  мы  знать,  что  в  перевозках  участвует  всего  один  автобус  и  нам  теперь  прийдеться  долго  ожидать  его  возвращения.  Первый  блин  знакомства  с  краем  обернулся  комом.  Но  разве  это  могло  нас  расстроить,  тем  более,  мы  полагали,  теперь  нам  некуда  спешить.  Без  частей  и  службы  не  останемся.  Автобус  вернулся  минут  через  двадцать,  и  народу  набилось  столько,  что  мы  еле  сумели  влезть.  Нам  больше  не  хотелось  ждать,  нужно  было  добираться  в  штаб  авиации  Тихоокеанского  флота.  Но  все    старания,  как  потом,  оказалось,  были  напрасными.  Виновником  наших  мытарств  оказался  нерадивый  офицер,  который  должен  был  встречать  молодых  офицеров  прямо  у  трапа  самолета  и  отвозить  в  Кневичи.  Там  работали  офицеры  отдела  кадров,  принимали  и  распределяли  молодых  офицеров  по  частям.  Но  мы  этого  не  знали  и  прошли  эту  дорогу  своим  путем.  А  может,  это  было  для  нас  лучшим  вариантом.
        Выйдя  из  самолета,  ожидали  увидеть  солидное  здание  аэровокзала  города  Владивостока.  Но  ничего  подобного  не  было  и   в  помине.  Подошедший  автобус  привез  к  старому  бревенчатому  одноэтажному  вросшему  в  землю  бараку.  На  лицевой  стороне  висела  вывеска  золотыми  буквами,  где  было  написано,  что  это  здание  и  есть  «Аэропорт  Владивосток».  Такого  подвоха  не  ожидали.  Если  самое  современное – аэропорт  не  имеет  приличного  здания,  что  нас  ожидало  дальше?  Вот  здесь  то  мы  по  настоящему  загрустили.  Но  куда  деваться,  нам  предстояло  испить  эту  чашу  до  дна.
       Автобус  во  Владивосток  уже  ушел,  а  возле  здания  находилась  довольно  большая  толпа  народа.  Теперь  мы  поняли,  нам  предстояло  штурмовать  следующий  автобус.  На  заборе  висела  вывеска,  и  на  ней  черным  по  белому  было  написано  время  движения  автобусов.  По  расписанию  нам  предстояло  ожидать  еще  пол  часа.   И  мы  решили  осмотреться  и  полюбоваться  природой.  Везде  по  трассе  перелета  нас  встречала  холодная  погода,  первый снег,  здесь  стояла  жара  и  полное  безветрие.  Мы  вынуждены  были  снять  тужурки,  и  грелись  на  солнышке  сидя  на  чемоданах.  Кто  же  знал,  что  безветренная  погода  редкость  для  Приморья,  да  и  такая  теплая  осень,  скорее  исключение  из  правил.  Время  отправления  автобуса  прошло,  а  автобуса  не  было.  Так  в  напрасных  ожиданиях  пролетели  два  часа.  У  нас  заканчивалось  терпение.  Теперь  по-другому  смотрели  на  мир,  на  гостеприимный  край,  в  котором  предстояло  жить.  Как  показатель  ожидавших  нас  невзгод  перед  нашими  глазами  стоял  бревенчатый  барак  аэровокзала  города  Владивостока,  а  спрятавшееся  за  облаками  солнце  и  сразу  наступившая  прохлада  опустили  нас  на  грешную  землю.
       Когда,  через  три  часа  ожидания,  пришел  автобус  мы,  не  стесняясь,  с  превеликим  трудом  втиснулись  в  него  и  поехали  во  Владивосток.  По  дороге,  разглядывая  мелькавшую  в  окнах  местность,  пытались  составить  представление  о  крае,  в  котором  предстояло  служить. Артем  скоро  закончился  и  практически  до  санаторной  зоны  мы  видели  лишь  небольшие  частные  дома  и  красивую  природу.  Когда  въехали  в  санаторную  зону  вдобавок  к  красотам  природы  добавились  чудесные  виды  санаториев.  Особенно  понравился  санаторий  «Приморье»  величественно  проглядывающий  через  прилегающий  частокол  деревьев. 
       Подъезжали  к  городу  уже  в  хорошем  настроении,  пассажиры  рассосались  по  пути  следования  и  теперь  мы  уютно  расположились  на  сидениях,  разглядывая  встречающиеся  объекты.  Нам  рассказали,  где  находиться  гостиница  Владивостокского  гарнизона,  туда  мы  и  направились.  Нас  с  Иваном  Ломоносом  и  Виктором  Крикуненко  поселили  в  одном  номере,  четвертую  кровать  занимал  сухопутный  офицер.  На  стуле  возле  его  кровати  висела  зеленая  рубашка. 
       Устроившись  в  номере  и  смыв  дорожную  грязь,  вспомнили  о  том,  что  сегодня  еще  ничего  толком  не  ели.  Стали  подсчитывать  свои  капиталы.  Оказалось,  у  Ивана  и  Виктора  в  наличии  осталось  не  более  пяти  рублей  на  двоих.  Все  остальное  они  пропили  в  Москве.   Наши  первые  лейтенантские  120  рублей,  как  первая  зарплата,  по  тем  временам  была  довольно  солидной  суммой.  На  них  нужно  было  провести  отпуск,  оставить  деньги  на  дорогу  к  новому  месту  службы  и  жить  после  отпуска  до  первой  получки  и  получения  подъемных.  А  нам  так  хотелось  чувствовать  себя  независимыми.
        После  окончания  училища  я  отложил  на  дорогу  двадцать  рублей,  надеясь,  этого  хватит  до  прибытия  в  часть.  Как  же  мы  были  наивны.  Хорошо,  что  перед  отъездом  на  Дальний  Восток,  дедушка  подарил  сто,  и  мама  дала  на  дорогу  еще  сорок  рублей.  Теперь  я  был  самым  богатым  в  нашей  компании.  Предложил  пойти  в  магазин  за  продуктами  и  устроить  ужин  в  номере.  Так  и  сделали.  По  недовольному  виду  Ивана  понял,  у  него  трубы  горят  после  прощального  вечера  в  Москве,  но  это  была  его  проблема,  я  не  собирался  поощрять  пьянство.
       Вечером  появился  сосед.  Он  оказался  подполковником - артиллеристом  из  Барабаша  и  находился  во  Владивостоке  в  командировке.  Поужинав  несколькими  яблоками  и  выпив  чай,  он  поинтересовался,  нет  ли  среди  нас  храпящих,  и  лег  спать.  Делать  нечего.  Пришлось  и  нам  ложиться,  хотя  очень  хотелось  посмотреть  вечерний  Владивосток.   Скоро,  оказалось,  храпит  именно  подполковник.  Пришлось  долго  вертеться  с  боку  на  бок,  пока  сон  не  сморил. 
Утром  подполковник  подал  команду  подъем,  напомнив  наши  курсантские  будни.  Нехотя,  немного  недоспав  из-за  его  храпа,  встали.  Нам  предстояло  разыскать  штаб  морской  авиации  и  пройти  собеседование  у  главного  инженера.  Как  сказал  сосед,  штаб  располагался  на  Второй  речке,  но  как  туда  добраться  он  не знал.  Посоветовал,  пойти  на  железнодорожный  вокзал,  оттуда  автобусы  отправляются  по  всем  направлениям.
      В  штабе  встретил  дежурный  по  управлению.  Нам  назначили  прием  на  семнадцатое  ноября.  У  нас  было  целых  полтора  дня  свободного  времени,  и  мы  поехали  в  центр  города.  Хотелось,  не  теряя  времени,  осмотреть  достопримечательности  города.  Когда  в  переполненном  автобусе,  который,  освоившись  с  местными  обычаями,  мы  успешно  штурмовали,  добрались  до  центра  города,  перед  нами  открылась  центральная  площадь,  на  которой  стоял  цирк  Шапито. Это  было  несколько  неожиданно,  до  этого  приходилось  встречать  только  стационарные  цирки.  В  Шапито  шло  дневное  представление,  периодически  раздавался  детский  смех,  звучала  музыка.  Походив  немного  по  центру,  ознакомившись  с  великолепным  зданием  и  внутренним  содержанием  Владивостокского  ГУМа,  решили  сесть  в  трамвай,  доехать  до  конечной  остановки,  посмотреть,  где  заканчивается  город.  Конечной  остановкой  оказалось  кольцо  на  Луговой.  Вышли  из  трамвая,  дошли  до  железнодорожного  переезда,  за  ним  начинались  частные  дома.  Город  заканчивался  величественными  зданиями,  обрамлявшими  конечную  остановку.  Обошли  их  по  кругу,  но  больше  ничего  интересного  не  увидели.  Сели  в  трамвай  и  поехали  обратно  в  центр  города.  Ну,  очень  хотелось  кушать.  Вышли  возле  стадиона  Авангард,  рассчитывая,   возле  стадиона  должны  быть  торговые  точки.  Прошли  почти  до  центральной  площади,  но  ничего  подходящего  не  нашли.  Наконец,  немного,  не  дойдя  до  Владивостокского  ГУМа,  встретилась  рыбная  столовая.  Там  и  решили  утолить  голод.  Тем  более,    было  интересно  попробовать  морские  деликатесы.  К  окончанию  училища,  голод  не  тетка,  научился,  есть  все,  что  давали  в  курсантской  столовой.  Мама,  увидев  мою  всеядность,  была  поражена.  Она  долгие  годы  мучалась  с  проблемой  моего  питания.  Теперь  съедал  все,  что  она  ставила  на  стол.
       Войдя  в  столовую,  прежде  всего,  попытались  определиться  с  ценами.  Они  были  вполне  приемлемыми.  Изучая  меню,  обратил  внимание  на  странные  названия  блюд.  Что  такое  гребешок,  трепанг,  кукумария,  кальмары,  палтус,  корюшка  мы  не  знали,  пришлось  подсмотреть,  что  пользуется  наибольшим  спросом  у  посетителей,  а  затем  с  независимым  видом  сделать  заказ.  Для  начала  решил  попробовать  трепанг  и  бутерброд  с  минтаевой  икрой.  С  недоверием  смотрел  на  поданные  блюда,  приступая  к  первой  трапезе  на  приморской  земле  с  местными  экзотическими  продуктами.  Первое  впечатление  от  трепанга  было  непонимание,  что  это  такое?  По  консистенции  небольшие  черные  кусочки  сала.  Меня  устраивало,  что  не  было  рыбного  вкуса.  Когда  спросил  у  официантки,  что  это  такое,  она,  улыбнувшись,  ответила,  морские  черви.  Шутила  или  нет,  не  знаю,  но  аппетита  это  явно  не  добавило.  Глядя,  как  этих  червей  уплетают  соседи,  доел  их  и  был  очень  доволен.
      После  обеда  пошли  на  набережную  и  были  приятно  удивлены.  У  нас  уже  давно  закончился  купальный  сезон,  а  здесь  было  довольно  много  купающихся,  и  вообще  стояла  очень  жаркая  погода.  Откуда  нам  было  знать,  что  этот  год  был  аномально  теплым.  Сняв тужурки,  немного  посидели  на  берегу,  вдыхая  аромат  моря.  Незаметно  наступил  вечер,  с  моря  потянуло  прохладой.  Наслаждаясь  морскими  красотами,  насмотревшись  на  яхты  и  суда,  снующие  по  акватории,  поняли,  без  подпитки  в  столовой  нам  не  дожить  до  завтрашнего  утра.
      По  дороге  к  набережной  повстречались  три  ресторана: - Золотой  рог,  Арагви  и  Челюскин.  Идти  в  шикарные  рестораны  Челюскин  и  Золотой  рог  не  рискнули,  решили,  в  полуподвальном - Арагви  будет  дешевле  и  не  столь  притязательно.  Деньги  были  мои,  мне  и  заказывать  бал.  Посмотрев  меню,  с  грустью  понял.  Разговеться  не  прийдеться.  Заказал  по  тарелке  сборной  солянки,  бевстроганы,  ребятам  по  сто  грамм  водки.  Практически  за  один  раз  съели  половину  моих  денежных  резервов.  После  каждого  раза,  когда  оплачивал  счета  товарищей,  Иван  обещал  обязательно  расплатиться.  Надо  отдать  ему  должное,  первые  годы  он  расплачивался   регулярно,  потом,  став  чрезмерно  употреблять  зеленого  змия,  стал  забывать  отдавать  долг,  потерял  друзей  и  приобрел  таких - же  забулдыг.
      Ужин  удался  на  славу.  Насытившись,  еще  не  менее  часа  гуляли  по  городу,  потом  пошли  в  гостиницу.  Там  сосед,  по  своему  обыкновению,  ужинал  яблоками.  После  долгих  раздумий   Иван,  воспользовавшись  тем,  что  я  ушел  в  туалет,  решил  обратиться  к  соседу  с  просьбой,  одолжить  десять  рублей.  Такое  поведение  Ивана  шокировало,  но  на  удивление  сосед  одолжил  пять  рублей.
       На  следующий  день  не  рискнули  посещать  рестораны,  нашли  студенческую  столовую  и  питались  там  безвкусными  котлетами  с  жидким  подобием  картофельного  пюре.  День  провели  в  свое  удовольствие,  гуляя  по  полюбившейся  набережной,  знакомясь  с  достопримечательностями  города.  Находились  до  того,  что  в  гостиницу  еле  доползли.
       Утром  привели  себя  в  порядок  и  поехали  на  собеседование  к  заместителю  командующего.  Он  принимал  по  десять  человек.  Когда  очередь  дошла  до  нашей  десятки,  вошли  в  кабинет  и  расселись  по  стульям  стоящим  у  стен.  Представительный  полковник  с  инженерными  знаками  различия  на  погонах  начал  с  того,  что  предупредил,  нам    предстояло  переучиваться.  Морская  авиация  начала  перевооружаться  на  новую  технику – самолеты  ТУ – 16.  Такую  технику  мы  не  изучали.
После  этого  сообщения,  огорошившего  нас  вступления,  полковник  начал  спрашивать,  где  бы  мы  желали  служить.  Когда  очередь  дошла  до  меня,   как  в  том  фильме,  попросил  «озвучить  весь  список»,  сославшись  на  то,  что  нам  не  знакомы  местные  условия.  Полковник  перечислил  несколько  гарнизонов,  но  особо  приглашал  служить  в  Советскую  гавань.  Он  объяснил,  авиационный  гарнизон  расположен  в  селении  Монгохто,  является  северной  территорией  со  всеми  вытекающими  из  этого  льготами.  Четыре  молодых  лейтенанта  сразу  согласились  с  его  предложением.  Так  разошлись  наши  дороги  с  Дмитрием  Барабаном,  Виктором  Левиком,  Виктором  Полухиным  и  Виталием  Лысаком,  с  которыми,  мы  учились  в  одном  классном  отделении,  ели  одну  кашу.  Только  через  десять  лет,  когда  пришлось  попасть  в  командировку  в  Советскую  гавань,  читай  Монгохто,  встретил  только  двоих  из  них – Барабана  и  Полухина,  остальные  покинули  эту  суровую  землю,  расставшись  с  гарнизоном  Монгохто.
       Предложение  служить  в  Советской  гавани  меня  не  прельстило,  ожидал,  когда  полковник  назовет  Кневичанский  гарнизон.  Наконец  дождался.  Когда  прозвучало  предложение  служить  в  Кневичах,  выдержав  небольшую  паузу,  согласился.  Полковник  посмотрел  мое  личное  дело,  видимо  оно  его  удовлетворило,  и  вписал  в  список  комплектования  Кневичанской  дивизии.  Услышав,  что  я  получил  направление  в  Кневичи  Иван  и  Виктор  попросили  их  тоже  назначить  в  этот  гарнизон.  Полковник,  узнав,  что  мы  земляки - согласился.  Так  мы  попали  в  одну  дивизию. После  окончания  беседы  объявили  время  и  место  сбора.  Нас  должны  были  на  бортовой  машине  отвести  к  месту  службы.   Предстояло  совершить  обратный  путь  в  Кневичи,  которые,  по  стечению  обстоятельств,  мы  объехали.       
          
Оглавление