Глава   9.  УРОКИ  ЖИЗНИ.
          В  каждом  коллективе  есть  свои  стукачи,  свои  Павлики  Морозовы  готовые  ради  благополучия  совершить  любую  подлость.  Такой  Павлик  Морозов  был  в  нашем  коллективе,  «шагал» через  своих  товарищей,  рвался  любыми  путями  наверх.  На  слабостях  сослуживцев  делал  карьеру.  Но  не  заряженное  ружье  должно  выстрелить,  так  и  выстрелил  пропавший  взрывпакет.
         Мы  жили  в  казарме  старинной  постройки,  умывальник  находился  в  помещении,  а  туалет  за  ее  пределами. В  один  из  дней  в  туалете  оказался  наш,  шагающий  по  душам  товарищей  субъект.  Прогремел  взрыв,  это  взорвался  последний  взрывпакет.  Из  туалета  выскочил  наш  Павлик  Морозов  весь  в  фекалиях,  разъяренный  и  в  то  же  время  жалкий.  На  беду  одного  из  курсантов  ему  тоже  досталось,  но  значительно  меньше.  Ребята  срочно  принесли  ему  одежду,  игнорируя  крики  основного  пострадавшего.  Только  вмешательство  старшины  помогло  ему  переодеться,  добраться  до  умывальника  и  отмыться.  Надо  отдать  ему  должное,  урок  пошел  подлецу  на  пользу,  больше  сей  субъект  старался,  не  сорится,  не  замечали  его  и  в  сиксотстве.  Неизвестно  как  он  вел  себя  в  части  после  окончания  училища,  но  это  уже  никого  из  нас  не  интересовало.  Командование  пыталось  узнать,  кто  совершил  подрыв,  мы  догадывались,  чьих  рук  дело,  но  никто  не  предал  товарища.  Хотя  его действия  большинство  не  одобряло. Для  меня  было  непонятно,  почему,  зная  сиксотские   наклонности  человека,  командование  не  отталкивало  его,  а  наоборот  обличало  властью.   
         Когда  читаешь  воспоминания  о  Великой  Отечественной  войне,  где  говориться  о  погибших  солдатах  и  офицерах  от  выстрелов  в  спину,  говорят  о  выстрелах  врагов  народа.  Из  десятка  таких  выстрелов  девять  было  в  подлецов,  прокладывающих  дорогу  к  власти  через  трупы  своих  товарищей.  В  своих  воспоминаниях  расскажу  о  подонках,  встретившихся  на  моем  пути.
        Сегодня,  если  командир  не  на  словах,  а  на  деле  думает  бороться  с  неуставными  отношениями  он  должен,  прежде  всего,  убрать  из  своего  окружения  сиксотов,  лично  расследовать  каждый  случай  порочащий   армию.  Неуставные  взаимоотношения,  это  не  только  отражение  нашей  сегодняшней  действительности,  это  бездумное  решение  Советского  правительства  и  командования  вооруженных  сил  о  введении    института  мичманов  и  прапорщиков.  Решение  в  общем  правильное,  но  как  всегда  на  бумаге,  в  жизни  оно  невольно  отстранило  от  личного  состава  офицера  воспитателя  и  заменило  его  безграмотным,  не  понимающим,  что  от  него  хотят  прапорщиком  или  мичманом.  Прежде  чем  стать  офицером  мы  изучали  основы  воинского  воспитания,  нас  учили  работать  с  личным  составом,  но  поверьте  даже  с  такой  подготовкой,  большинство  молодых  офицеров  не  в  состоянии  были  воспитывать  военнослужащих. 
         За  свои  тридцать  лет  службы  могу  честно  сказать,  в  подразделениях  которыми  командовал,  неуставных  взаимоотношений  не  было.  Я  прекрасно  понимаю,  гораздо  удобней  не  прикладывая  усилий  послушать «доверенных»  доброжелателей  и  доверить  им  решение  своих  проблем  по  воспитанию  личного  состава,  но  это  сразу  ставило  офицера  в  зависимое  положение.  Бесплатный  сыр  бывает  только  в  мышеловке,  на  этом  и  ловятся  некоторые  молодые  командиры,  доверяя  свою  судьбу  прихвостням,  подонкам  рода  человеческого.
         Хочу  рассказать  о  двух  достойных  подражания  моих  воспитателей.  Старшине  роты,  который  был  с  нами  двадцать  четыре  часа  в  сутки.  Он  никогда  не  слушал  «доброжелателей»,  говорил  очень  просто:
- Ябедничать  нехорошо!   А  ему  можно  верить,  его  грудь  украшали  боевые  ордена  и  медали.  Он  всю  войну  провел  в  окопах,  знал  цену  жизни  и  смерти.  Старшина  до  конца  разбирался  с  каждым  нарушителем,  принимал  решения  в  меру  своих  старшинских  полномочий  и  никогда  никого  не  сдавал.  После  того  как  мы  хорошо  его  узнали,  твердо  усвоили,  виноват,  приди  и  признайся,  получишь  не  только  нагоняй,  но  и  правильный  отеческий  совет. 
        Вторым  командиром  достойным  уважения  был  командир  роты  капитан  Дядин.  Не  знаю,  как  сложилась  его  дальнейшая  судьба,  но,  пострадав  в  молодости,  он  не  бросил  семью,  любил  дочь,  гулял  с  ней  по  городку,  заходил  иногда  в  казарму.  В  трудные  для  нас  минуты,  это  был  справедливый  человек,  понимающий  свою  ответственность  перед  нами,  нашими  родителями.  Я  не  помню  ни  одного  несправедливого  наказания  с  его  стороны.
        Когда,  впервые  к  нему  с  «докладом»  пришел  наш  сиксот,  он  отправил  его  восвояси.  На  очередном  собрании  личного  состава  он  не  пожалел  его  и  при  всех  сказал,  ему  еще  прийдеться  совместно  с  нами  съесть  не  один  пуд  соли. Это  была  его  принципиальная  позиция  человека  и  офицера,  умевшего  отругать  от  души,  если  надо - наказать.  Никогда  не  пользовался  нецензурной  лексикой,  находил  другие  слова,  чтобы  прочистить  мозги,  наставить  на  правильный  путь,  умел  постоять  за  своих  воспитанников  перед  любым  начальником.
         Кстати,  после  второго  провала  на  экзаменах  Николая  Драгана,  капитан  Дядин,  невзирая  на  покровительство  полковника  Прищепко,  подал  рапорт  о  его  отчислении.  И  только  очередное  вмешательство  полковника  Прищепко  спасло  его  от  отчисления  из  училища.  Так  за  уши  он  и  дотянул  Николая  до  окончания  училища,  но,  затем,  не  рискнув  отправить  неуча  в  войска - оставил  в  училище.  Был  еще  один  случай  показавший  человеческие  качества  командира.
          К  начальнику  училища  пришла  мамаша  с  «беременной»  дочерью,  требуя,  чтобы  курсанта  заставили  жениться.  На  приеме  у  начальника  училища  капитан  Дядин  поинтересовался  у  матери  потерпевшей,  как  же   она  воспитывала  дочь,  если  без  любви  она  легла  в  постель.  Во  время  предварительной  беседы  с  курсантом  капитан  Дядин  узнал,   вечеринки  с  участием  курсантов  девица  с  подругами  организовывали  постоянно,  там  перебывало  немало  наших  курсантов.  Узнав  о  происках  девицы,  из  курсантской  солидарности  они  готовы  были  подтвердить   участие  в  этих  оргиях.
        Начальник  училища  под  напором  матери  потерпевшей  настаивал  на  женитьбе  курсанта,  тогда  капитан  Дядин  спросил  у  нее,  желает  ли  она  узнать,  сколько  женихов  побывало  у  ее  дочери,  может  она  выберет  другого  мужа,  все  они  ожидают  в  приемной.   Мать  начала  кричать,  обвиняя  командование  училища  в  бездушии.  Не  спрашивая  разрешения  начальника  училища,  капитан  Дядин  открыл  дверь  и  пригласил  курсантов  войти  в  кабинет.  Это  представление  закончилось  площадной  бранью  несостоявшейся  невесты.  Вытащив  из  подола  подушку,  она  убежала  из  кабинета,  за  ней,  извиняясь,  ушла  ее  мамаша.   

Оглавление