Сокровища Возвягеля.


Н.Байдужный.

 



Памятный знак на месте Возвягеля

В Археологическом музее Института археологии Национальной академии наук Украины (в здании Национального научно-природоведческого музея на улице Богдана Хмельницкого) хранятся предметы найденные учеными при раскопках за последние годы. Среди них в основном украшения из серебра. "В Киевской Руси золото было большой редкостью, поэтому даже князья и их жены носили украшения не из золота, а из серебра, - комментирует член-корреспондент НАН Украины Александр Моця. Однако их цена не уступает золотым изделиям. Непревзойденное мастерство ювелиров Киевской Руси высоко ценится на антикварном рынке. Используемые ими техники зернь и чернь остались загадкой до сих пор.

Наиболее ценные находки в истории археологических раскопок последних 50-ти лет на территории Украины - найдены именно в Новограде-Волынском . Среди предметов, найденных при раскопках остатков летописного города Возвягеля (ныне Новоград-Волынский Житомирской области), - большие (диаметр почти как у чайного блюдца) колты [1]. Височные украшения ,колты Это височные украшения. Масса других дамских безделушек княжеских времен. Но самая редкая вещь - шестигранный мужской перстень с изображением хищной птицы - знака Рюриковичей. Кстати, украинский трезубец считают стилизованным изображением птицы. Перстень Рюриковичей.

 

- Все это великолепие лежало среди руин древней ювелирной мастерской, - говорит Александр Моця. Она сгорела в 1258 году, когда Возвягель сжег князь Даниил Галицкий. Как следует из архархеологических раскопок проведенных в Новоград-Волынске под руководством Б. Звиздецкого , Возвягель погиб в огне огромного пожара. Однако характер повреждений многочисленных скелетов, найденных в сгоревших руинах, беспристрастно свидетельствовал, что защитники города погибли в бою - от ударов мечей, сабель и топоров. Победители не пощадили даже женщин и детей.

 

Но украшения уцелели. Они, вероятно, хранились в подвальном помещении, поскольку не попали в огонь и не расплавились. Для кого их делал ювелир? Простые люди не могли позволить себе столь великолепные вещи, их носили представители знати. Любопытно, что, несмотря на внушительные размеры, украшения легкие, поскольку они полые, сделаны из тончайших листов серебра. На колтах изображены мифические животные: грифоны, горгульи. Верка Сердючка, надевавшая на Евровидении шапку со звездой весом восемь килограммов, может позавидовать женщинам, носившим на голове не менее впечатляющие, но куда более легкие вещи. Кстати, прокалывать уши на Руси не было принято. Вместо этого дамы подвешивали на головные уборы или очелья (особые ленты, надевавшиеся на голову) украшения, свисавшие на уровне ушей. Знаки Рюриковичей

 

- Как в мастерской возвягельского ювелира мог оказаться перстень со знаком Рюриковичей?

 

- Возможно, этот серебряный перстень заказали в подарок. Не исключено также, что в городе жил кто-то из рода Рюриковичей, не оставивший следа в истории, или княжеский наместник. Шестигранные перстни в этом регионе находили и раньше, но это первая подобная вещь со знаком Рюриковичей.

 

По мнению археологов, приблизительная рыночная стоимость перстня , не менее миллиона гривен! Впрочем, ученые подчеркнули, что они не имеют отношения к антикварному рынку.

 

К сожалению нельзя увидеть воочию все это великолепие . Сокровища хранятся в запасниках музея. И только периодически выставляются на обозрение. Слишком дорого обходится вооруженная охрана выставки.

Удачное расположение города на пересечении судоходного и сухопутного путей стало основной причиной возрождения Возвягеля-Звягеля. Однако на старом городище , расположенному на правом берегу Случи, люди уже не селились.

Так что Новоград-Волынский является одним из немногих мест , где остатки поселений ХІІ-ХІІІ веков не подверглись поздней застройке. По терминологии археологов не подверглись антропогенному влиянию. Находки сделанные в 1993 году явно свидетельствуют: древнее городище прячет еще не одну тайну , скрывает еще не одно сокровище.


1.Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв., полая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Первоначальное название колта неизвестно. Термин был принят в конце XIX века на основе этнографических данных и происходит от украинского «ковтки» (серьги), в западноукраинских говорах также «колток».