ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА глазами моего прадеда.


Вова Трифонов ученик 3В класса «Гимназия №10» г. Пермь. Руководитель: О.М.Лезина

П.Н. Котенко проходил службу в 245-м Новоград-Волынском Военно-Морском Авиационно Техническом Училище (ВМАТУ) - в/ч 87358.
Большой материал об училище можно посмотреть на нашем сайте здесь.



 

Когда пришло время выбирать тему для научно–практической конференции, я задумался, что же мне выбрать? На самом деле это непростой вопрос. Это должна быть тема, которая очень сильно меня задевает, мне должно быть интересно над ней работать, она должна быть актуальной. А также у меня должна быть возможность провести какое-то исследование, узнать что-то новое.

 

На Первом канале весной была рубрика: «Правнуки победы». Ребята рассказывали про своих прадедушек и прабабушек, которые воевали. Также я читал книгу памяти Пермского края, она была выпущена в 2010 году к 65-летию победы Советского Союза над фашистской Германией. Она называется «История моей семьи – история Родины». Это книга о героях Великой Отечественной войны, написанная их потомками. В ней сочинения учеников Пермского края про своих прадедушек и прабабушек. Я нашел там сочинения своих знакомых ребят, но сам не участвовал в этом проекте.

 

Мои прадедушки тоже участвовали в Великой Отечественной войне. Я решил, что мне будет интересно узнать историю своей семьи. И что я сам смогу составить рассказ, о своих прадедах. Эта тема меня заинтересовала. Сейчас война становится от нас все дальше и дальше. Я подсчитал, что когда мне будет столько же лет, сколько сейчас моему папе, мы будем праздновать 100-летие победы. Я должен знать, что смогу рассказать своим детям. Ведь сейчас у детей представление о войне складывается по фильмам, книгам, учебникам истории, а также из компьютерных игр. К сожалению, сейчас начинают говорить о войне неправду, многое придумывать, говорить, что наш народ не справился бы без союзников и многое другое. Так ведь когда-нибудь могут сказать, что знамя над рейхстагом поднял Джон Смит. Чтобы этого не было нам нужно хорошо знать историю своей страны, своей семьи, своих героев.

 

Поэтому, цель моей работы - исследование жизни моего прадеда в период Великой Отечественной войны. Я хочу увидеть войну его глазами. У меня есть предположение, что, не смотря на то, что я никогда не видел моего прадеда, не разговаривал с ним, я могу узнать о том, что происходило с ним много лет назад. Сейчас нам доступны многие источники: книги, фильмы, рассекреченные военные архивы.

 

Участие моих прадедов в Великой Отечественной войне.


Мои прадеды сражались за нашу Родину в Великой Отечественной войне. Шампаров Федор Харлампиевич был танкистом и принимал участие в Курской битве, Филимонов Иван Фёдорович был артиллеристом, в первом же, для него, сражении под Кёнигсбергом был контужен и комиссован. Котенко Петр Николаевич был военно-морским летчиком. Еще один мой прадед Трифонов Андрей Петрович жил в Сибири, он очень хотел попасть на фронт, но его не взяли, так как некому было руководить заготовкой мяса и рыбы для фронта. Так получилось, что больше всего рассказов в семье я слышал про дедушку моей мамы - деда Петю (Котенко Петра Николаевича).

 

Я хорошо помню его жену, мою прабабушку Юлю. Я знаю, что прадедушка принимал участие в Великой Отечественной войне. А после войны он стал офицером, жил в военном городке. Я видел много его фотографий в форме. Мне рассказывали о том, каким человеком был мой прадед, какой он был веселый, как с ним был интересно, как много всего он знал. Но я очень мало знаю о том, как он воевал.

 

Я думаю, что увидев Великую Отечественную войну глазами моего прадеда, я на многие вещи посмотрю по-другому. Потому что это жизнь реального человека, не киногероя, не героя из книжки и не компьютерного персонажа. Главное, это не просто человек, который жил давно и воевал, а мой прадедушка. Говорят, что я похож на него. Я также люблю путешествовать, увлекаюсь историей и географией, много читаю.

 

Я не застал своего прадеда в живых. Он умер за восемь лет до моего рождения. И я могу что-нибудь узнать о нем только из рассказов тех, кто его помнит: моей мамы и бабушки.

 

Какими еще источниками я могу воспользоваться? После того, как я расспрошу обо всем маму и бабушку, я смогу найти более подробную информацию об этих событиях в книгах и интернете. Есть еще один очень интересный источник: мой прадед писал записки о своей жизни для детей и внуков, у моей мамы есть его тетрадки. А еще он писал стихи. Мы просмотрим все вместе с мамой, может быть, сможем найти рассказы о войне. Хотя моя бабушка говорит, что прадедушка Петя не любил писать о войне.

 

Из воспоминаний мамы и бабушки.


Когда моя мама училась в третьем классе, дедушка Петя приходил к ней в класс на День Победы. Он рассказывал ребятам о войне. Мама очень гордилась своим дедом. Дедушка был очень красивый, в черном кителе и белой фуражке. У него было много орденов и медалей, и настоящий морской кортик.

 

Каждый год 9 мая мама проводила вместе с дедушкой, они гуляли по городу, к дедушке подходили разные люди, поздравляли и дарили цветы. Сейчас, когда дедушка умер, мы с родителями 9 мая приезжаем на кладбище и привозим ему цветы.

 

Вот что рассказала мне моя бабушка Шампарова Елена Петровна про своего папу. Котенко Петр Николаевич родился 02 января 1917 года в станице Тихорецкая на Кубани в большой казачьей семье. Когда он окончил школу, то поехал учиться в Крым. В 1933 году поступил в Вознесенский техникум эфирно-масличных культур, его выпуск в 1937 году был первым выпуском этого техникума.

 

После его окончания Петр Николаевич был призван в армию. Он служил в морской авиации Черноморского флота, был стрелком-радистом, летал на тяжелых бомбардировщиках. Срок службы в армии заканчивался. Прадед мог вернуться домой и начать работать по своей мирной профессии, которую он получил в техникуме. Но этого не случилось. Началась война.

 

Прадед встретил войну в Севастополе, они готовились к войне и последние несколько дней ночевали на аэродроме. К 40 - летию Победы был снят фильм «Море в огне» про оборону Севастополя, Петр Николаевич его смотрел в кинотеатре и сказал о том, что все очень правдиво снято, он узнал в этом фильме многих своих друзей и свой экипаж. К сожалению, сейчас нет возможности посмотреть этот фильм. Мы искали его в интернете и узнали о том, что есть одна копия, но она не оцифрована.

 

После этого Петр Николаевич участвовал в обороне Одессы, также их эскадрилья бомбила нефтехранилища в Плоешти (Румыния), вывозила из осажденной Москвы членов правительства и иностранных журналистов. Дедушкин самолет улетал предпоследним из Москвы. Также прадед перегонял бомбардировщики через всю страну из Комсомольска-на-Амуре в Ленинград. Потом на этих самолетах советские летчики сопровождали караваны союзников по Северному морю.

 

Петр Николаевич принимал участие в битве за Кавказ. Когда они оставляли в Майкоп, он зашел в городскую библиотеку. Дед всегда любил читать, и ему тяжело было видеть разгромленную библиотеку. Под ногами лежало много книг. Он взял на память маленький карманный философский словарик.

 

Так получилось, что он проносил его с собой всю войну, и не расставался с ним в мирное время, когда служил в армии. Этот словарик стал для него счастливым талисманом. Сейчас он лежит дома у моей бабушки, и на первой странице сделана надпись рукой моего прадеда: «Этот словарь найден в здании библиотеки г. Майкоп летом 1942 года при отступлении (перебазирование морской авиации из Майкопа в Адлер)».

 

Когда война заканчивалась, Петр Николаевич стал думать о том, кем он может быть после войны. Он прекрасно понимал, что разоренной стране еще не скоро понадобится его умение делать хорошие духи. Тогда он принял решение стать профессиональным военным. В начале 1945 года его направили учиться в ВМАТУ в г. Пермь.

 

Здесь он встретил победу. Все знали о том, что Берлин занят, что подписывается акт капитуляции фашистской Германии. Курсанты всю ночь не спали и ждали у радиоприемников объявления о победе. А потом был первый парад в г. Перми и курсанты училища прошли в первых рядах.

 

А потом началась история моей семьи. Около кинотеатра «Художественный» молодой лейтенант Петр Котенко встретил студентку Пединститута Юлию Морозкову. Так познакомились мои прадедушка и прабабушка. Потом прадед служил на Сахалине, на Украине (г.Новоград-Волынский), а после демобилизации вернулся в г. Пермь и преподавал в Пермском авиационном техникуме. Духи он так и не стал делать. Зато его умение разбираться в травах, которое он приобрел в техникуме, пригодилось, когда он на Кавказе составил моей маме гербарий для школы.

 

Семейные архивы.


Я решил воспользоваться библиотекой, которую собирал мой прадед. Раз он смотрел фильмы, про летчиков, то и в его книгах я смогу найти, то, что было ему дорого, то, что с ним так или иначе связано. Мы с мамой нашли в дедушкином шкафу несколько книг о летчиках. Особенно интересными оказались воспоминания военно-морского летчика генерала Василия Ивановича Ракова, дважды Героя Советского Союза. Книга называется «Крылья над морем». Книга эта взрослая и написана не для детей, поэтому мне помогала читать ее мама. Она находила интересные моменты, пересказывала воздушные сражения, и вспоминала случаи, которые ей рассказывал дедушка Петя, когда она училась в школе.

 

Но самое интересное поджидало нас впереди. Мы нашли в книге пометки и комментарии, сделанные рукой Петра Николаевича. Было подчеркнуто место, в котором описывалось, как наши бомбардировщики разбомбили крупный нефтедобывающий район в тылу врага. Это были летчики под командованием майора Александра Цурцумии. Фашистские газеты писали, что в налете участвовало более 100 самолетов. На самом деле самолетов было меньше десятка. Так было написано в книге. А рядом было написано рукой прадеда «6 самолетов».

 

Я вспомнил, как бабушка рассказывала о том, что эскадрилья прадеда бомбила нефтехранилища в Плоешти. Тогда я набрал в яндексе два слова «Цурцумия» и «Плоешти». В ответ вышло много ссылок. Вот, что было там написано. «К началу июля бригада получила новые двухмоторные двухкилевые самолеты — десять пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2 конструкции Владимира Петлякова. «Петляковыми» в первую очередь вооружили пятую эскадрилью 40-го полка. На этих самолетах 13 июля 1941 года эскадрилья нанесла групповой удар по центру нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности Румынии — Плоешти. Удар этот вошел в историю Черноморской авиации как один из смелых, дерзких и удачных, предпринятых в первые недели войны.

 

Его задумал и лично возглавил командир эскадрильи капитан Александр Пехович Цурцумия, ветеран Черноморской авиации. В налете на Плоешти участвовало шесть экипажей. На задание вылетели в середине дня с одного из аэродромов Молдавии, куда перебазировались накануне. Надо было использовать фактор внезапности. В дневное время сделать это трудно. На помощь пришли находчивость и военная хитрость. ПЕ-2 тогда еще были новинкой. Имея два киля, они походили на немецкие самолеты МЕ-110 и ДО-215. Это сходство и решил использовать Цурцумия. К Плоешти зашли со стороны Карпат, откуда противник не ожидал нападения. Появление «Петляковых» над целью не вызвало тревоги. Несомненно, фашисты приняли их за своих. ПЕ-2 легли на боевой курс. Штурманы — старшие лейтенанты Александр Горбылев, Петр Карташев, лейтенанты Иван Филатов, Владимир Василевский, Петр Родионов и Иван Резников — спокойно прицелились. С высоты трех тысяч метров они сбросили на нефтезаводы 24 фугасные и столько же зажигательных бомб.

 

Гитлеровцы все же оказали сопротивление, хотя и с опозданием. С ближайшего аэродрома поднялись истребители. Восточнее города Фокшаны они настигли черноморцев. Завязался воздушный бой. В ожесточенной схватке штурман лейтенант Иван Филатов и стрелок-радист младший сержант Александр Алексеев сбили два «мессершмитта». Но и фашистам удалось сбить один ПЕ-2. Самолет упал на территории противника, в окрестностях Текучи. Летчик командир звена лейтенант Алексей Демьянович Александров, штурман лейтенант Иван Резников попали в лапы врага и провели в фашистской неволе три долгих года.

 

Каковы же результаты налета? По данным разведки, было разрушено два заводских корпуса, два нефтесклада, нефтеперегонный завод «Униреа», дававший семь процентов всей продукции района, разбито много вагонов, цистерн и баков с нефтью, сожжено около четверти миллиона тонн нефтепродуктов. Огненное море бушевало трое суток».

 

Так я понял, что мой прадед служил в эскадрилье под командованием прославленного летчика, Героя Советского Союза Александра Цурцумии. Эта эскадрилья была грозой для фашистов. В книге и далее были подчеркнуты места так или иначе связанные с его именем. Я понял, что Петру Николаевичу были дороги воспоминания, связанные с его однополчанами. Я обязательно со временем сам прочту эту книгу целиком и полностью, ведь пока я читал из нее только отрывки, но и они меня задели очень сильно.

 

Мы решили расширить поиски и нашли альбом с фотографиями, который собирал Петр Николаевич. И здесь нас ожидала очень интересная находка. Мы нашли несколько фотографий, которые были сделаны в военные годы. Здесь изображены дедушкины командиры и однополчане - летчики ВВС Черноморского флота на аэродромах Сан и Джанкой в Крыму. Фотографии датированы июлем и августом 1941 года.

 

Фамилии двух летчиков показались мне знакомыми: Василевский и Родионов участвовали в налете на Плоешти. Следующая фотография задела меня больше всего. Этот снимок сделан летом 1940 года в Крыму на аэродроме Сарабуз за год до начала Великой Отечественной войны. Вот какую подпись к этой фотографии сделал Петр Николаевич: «Летчики, штурманы и воздушные стрелки- радисты 5аэ 40ап ВВС Черноморского флота: Капитан Земсков, ст. лейтенант Карташов, ст. лейтенант Лунин, старшина Николайчук, лейтенант Тертичный, мл. сержант Котенко (Примечание - мой прадед Петр Николаевич), лейтенант Александров, мл. сержант Титов, лейтенант Василевский, мл. Сержант Молодцов, лейтенант Ефанов, лейтенант Родионов, старшина Можара, лейтенант Бумагин. Указания дает командир АЭ капитан Цурцумия». Выделенные фамилии встретились мне в описании налета на Плоешти. Эта фотография подтверждает, что мой прадед служил в пятой эскадрильи 40-го полка ВВС Черноморского флота под командованием капитана Александра Пеховича Цурцумии и участвовал в налете на Плоешти, а также других операциях этой героической эскадрильи.

 

Прадеду был очень дорог его боевой самолет. Вот, что он написал о нем в своем дневнике: «Выпала нам с Пе-2 доля помотаться по воздуху, поутюжить небо разных высот и направлений, по горизонталям и вертикалям, в пике и боевыми разворотами, с подвесками бомб и заряженными пулеметами, которые, бывало, стреляли. С 1941–го до 1951-го были мы неразлучны. В 1951 году кончилась моя летная служба, став до 1964 года не летной, но армейской. Пе-2. В 1941 году поступивший на вооружение наших воздушных сил, тоже давно уже с вооружения снят. Даже, говорят, в музеях боевой славы и техники натуральных П2 - найти нелегко.»

 

Я очень рад, что выбрал эту тему для исследования. Уже давно закончилась война. Я не застал в живых своего прадеда Котенко Петра Николаевича. Я много слышал о нем от своих родных, видел его фотографии. Кода я закончил эту работу, мой прадедушка стал мне еще ближе. Моя бабушка рассказала мне много интересных историй о своём папе - моём прадеде. От мамы я услышал о том, как они каждый год гуляли вместе с дедом 9 мая в День Победы, как он приходил к ней в школу и рассказывал ребятам о войне.

 

Я использовал разные источники – книги, записи деда, его стихи, собранные им альбомы. Увидел на фотографиях своего прадеда и понял, каким молодым он был, когда началась война.

 

Также много информации я нашел в интернете. Мне удалось выяснить, в какой героической эскадрилье служил мой прадед. Прочитать про подвиги летчиков этой эскадрильи. Узнать, что его командиром был Герой Советского Союза Александр Цурцумия. Думаю, что все это подтолкнуло моего прадеда к тому, чтобы в конце войны закончить военное училище в г. Перми и продолжить службу в ВВС.

 

Подробно я написал в своей работе только об одной операции – налете на Плоешти. На самом деле можно еще много узнать, о том, что происходило в войну с моим прадедом. Сейчас очень многие архивы становятся доступными в интернете. Думаю, что я продолжу свое исследование, а также найду информацию о других своих прадедах.

 

Мне хочется в конце своей работы предложить своим друзьям и одноклассникам узнать историю своих прадедушек и прабабушек. Тогда мы сможем в День Победы устроить хорошее выступление в школе.