Бои за Звягель , июль 1941г. и его оккупация - Страница 9 - Форум
Бои за Звягель , июль 1941г. и его оккупация
|
|
alex_welt | Дата: Понедельник, 18.02.2013, 01:30 | Сообщение # 121 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 176
Статус: Offline
| Небольшой анонс. Вышла из печати книга посвященная бронепоездам Юго-Западного фронта. Называется она - Бронепоезда 1941-го. Юго-Западное направление.
Книга содержит массу массу нового материала о деятельности бронепоездов и составе их команд. Также дана информация по бронепоездам действовавшим под Звягелем - Курное, Соколов, Мартыновка, Житомир в июле 41-го . Очень рекомендую любителям истории. Цена от автора 140 гривен. Обращайтесь если что.
Сообщение отредактировал alex_welt - Понедельник, 18.02.2013, 01:34 |
|
| |
verhal2 | Дата: Понедельник, 18.02.2013, 09:05 | Сообщение # 122 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 957
Статус: Offline
| Цитата (alex_welt) Цена от автора 140 гривен. Обращайтесь если что. С удовольствием приобрету один экземпляр! Реквизиты для оплаты - в личку.
|
|
| |
zwiahel | Дата: Суббота, 02.03.2013, 15:17 | Сообщение # 123 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
| 90-й дальнебомбардировочный авиационный полк Командир майор Вязников
В действующей армии: 22.06.41 - 20.11.41 г.
Входил в состав 18 ад, а с августа в состав 51 дбад. На вооружении имел бомбардировщики ДБ-3ф.
18-я ДБАД, Киев командир полковник A.M. Дубошин
90-й ДБАП Скоморохи 60/53/54 ...23/6/37 ДБ-3Ф 93-й ДБАП Скоморохи 58/55/55 ... 15/6/20 ДБ-ЗФ - 22.6.41-21.8.41 переименован в 98 дбап
Примечание: 1. Кол-во самолетов / в том числе исправных / кол-во экипажей. 2. По состоянию на 22.06.41 (1-й столбец) и 17.07.41 (2-й столбец) 3. Скоморохи - ныне Озерное
22.06.41 г. находился в лагерях под Новоград-Волынском, был боеготов (самолеты стояли с бомбовой нагрузкой, экипажи находились в боеготовности). Полевой аэродром находился вблизи трассы по которой противник осуществлял налеты на Житомир и Киев, однако приказа на боевые действия не поступило.
Около 20 часов группа из 14 Ju-88 отбомбилась по аэродрому, уничтожив 6 самолетов ДБ-3ф, погибло 13 человек. Решением командира полк был рассредоточена на 5 полевых площадках. В районе базирования полка и близлежащей дер. Бронники появились группы диверсантов, пытавшихся взорвать аэродромные склады, нарушивших линии связи, терроризирующих население.
Из состава 90 дбап была выделена группа, возглавляемая начальником хим. службы А.И.Цакалом, которая с 23 по 26 июня занималась ликвидацией диверсантов. В конце июня полк перебазировался на новое место.
ДБ-3Ф или Ил-4 («сигара»)— серийный, 1940. Глубокая модернизация ДБ-3. Наименование Ил-4 самолет получил в марте 1942 года. В постановлении ГКО №1498 от 26 марта 1942 г. была такая строчка: "Самолеты ДБ-3Ф впредь именовать Ил-4".
|
|
| |
zwiahel | Дата: Суббота, 02.03.2013, 16:31 | Сообщение # 124 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
| 93-й дальнебомбардировочный авиационный полк
Приказом командующего ВВС Киевского Особого Военного округа в 1940-м году, поставлена задача - в сжатые сроки, 10 мая - 1 июля 1940 г. сформировать авиационный полк Дальнего Действия.
27 мая на аэродроме "Скоморохи" Житомирской области полк был сформирован и ему присвоено наименование - 93-й дальнебомбардировочный авиационный полк. Первое боевое "крещение" полка - 23 июня 1941 года.
12 августа 1941 года полк переименован в "98-й дальнебомбардировочный полк".
В марте 1942 года полку присваивается наименование "752-й авиационный полк Дальнего Действия".
Приказом Народного Комиссара Обороны (НКО) № 137 от 26.03.1943 г. полк преобразован в 10-й гвардейский авиационный полк Дальнего Действия.
18.08.1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР полк награжден орденом Красного Знамени.
Приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 137 от 17 мая 1944 года полку присвоено наименование "Сталинградский".
30 декабря 1944 года полк именуется "226-й гвардейский Сталинградско-Катовицкий Краснознаменный бомбардировочный полк Авиации Дальнего Действия".
5 апреля 1945 года полку присвоено наименование "Катовицкий". Полк стал именоваться "10-й гвардейский Сталинградско - Катовицкий Краснознаменный бомбардировочный авиационный полк АДД".
В ночь с 27 на 28 апреля 1945 г. совершен последний боевой вылет полка, цель - порт Свинемюнде.
Полк участвовал в боях Великой Отечественной войны 1402 календарных дня, совершил 8760 боевых вылетов с налетом 32261 час, сбросив 111985 бомб различного калибра.
За годы войны в полку воспитано 29 Героев Советского Союза. 314 человек личного состава погибли. В боях потерян 171 самолет.
Боевые задания осуществлялись с аэродромов: "Скоморохи" - 1941 год, "Обоянь", "Чернянка" - 1941 год, "Липецк", "Монино", "Кирсанов" - 1942, 1943 гг., "Андриаполь" - 1943 год, "Белая Церковь", "Шепетынь" - 1944 год, "Люблин" - 1945 год.
18 мая 1946 года полк перебазируется на аэродром "Полтава".
В октябре 1969 года полк выводится из состава 13-й гвардейской тяжело-бомбардировочной дивизии Дальней Авиации и переходит в непосредственное подчинение Воздушной Армии Резерва Главного Командования и в дальнейшем именуется "226-й отдельный Гвардейский Сталинградско - Катовицкий Краснознаменный авиационный полк радиоэлектронной борьбы Дальней Авиации".
За высокие показатели в боевой и политической подготовке в 1972 году полк награжден Почетным знаком Президиума Верховного Совета СССР.
Командиры полка: подполковник Гульянченко (05.40 - ?) А.И.Шелест Курочкин (? - 12.10.41) подполковник Иван Карпович Бровко (12.10.41 - 03.43) подполковник Николай Михайлович Кичин (03.43 - ?)
|
|
| |
zwiahel | Дата: Четверг, 14.03.2013, 07:30 | Сообщение # 125 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
| Великая тайна Великой Отечественной. Александр Николаевич Осокин
Александр Михеевич Рязанцев (Москва, 1918 года рождения, ветеран Великой Отечественной войны, пенсионер):
22 июня 1941 г. был младшим политруком штабной батареи 1425 (?) отдельного артполка БМ (большой мощности), базировавшегося в г. Новоград-Волынском, куда прибыл в середине мая 1941 г. после окончания Горьковского военно-политического училища им. Фрунзе.
На рассвете 22 июня 1941 г. наш полк подняли по боевой тревоге. Полк был вооружен старыми английскими 203-миллиметровыми орудиями «Мидель», в штабной батарее была лишь одна 76-миллиметровая пушка – учебная.
Кто-то сказал, что на железнодорожной станции стоит эшелон с новенькими 76-миллиметровыми пушками. Пошли, сняли с платформ эшелона 12 пушек, прицепили их к автомашинам ГАЗ-АА и двинулись к фронту пешком следом за пехотным полком.
В 12.00 появились пять самолетов с красными звездами на крыльях. Все обрадовались, даже зааплодировали. А самолеты зашли в хвост колонне и два раза прошлись над ней, швыряя бомбы (осколочные) и поливая из пулеметов. В колонне уцелело очень мало бойцов. Пушки же почти не пострадали.
Утром 23 июня пришли в Луцк. Дали снаряды, начали оборонять Луцк от немцев. Полуторки регулярно подвозили снаряды. Однако через два дня машины вдруг вернулись пустыми, и шофера объяснили, что склад захватили немцы, неизвестно откуда появившиеся в нашем тылу (посчитали, что это немецкий десант).
Неожиданно Луцк тоже почему-то оказался в окружении. Началось отступление, все перемешалось. Встретился полковник Козлов из другой части, который собрал целую часть из отступающих. Сильно бились, потом Козлов дал команду разбиться на мелкие группы и выходить к своим. Наконец просочились к своим…
* * *
Марк Маркович Зильберман (г. Рязань, инженер-физик, член-корреспондент АЭН, кандидат технических наук, 1930 г. рождения, уроженец г. Новоград-Волынский).
Когда началась война, наша семья жила в г. Новоград-Волынский. Мой отец служил военным врачом в 9-м мехкорпусе, которым командовал генерал-майор Рокоссовский, впоследствии Маршал Советского Союза.
23 (или 24) июня 1941 г. была объявлена воздушная тревога, но вдруг над городом появились самолеты с красными звездами. Мы очень обрадовались и даже не стали залезать в подпол, который отец открыл в ожидании налета немецких самолетов.
Однако краснозвездные самолеты вдруг стали снижаться и начали строчить из пулеметов (было хорошо слышно, как пули со звоном отскакивают от булыжной мостовой) и кидать бомбы. Одна из них попала в соседний дом, взрывной волной меня снесло в открытый подпол, и я очень больно ударился.
Чтобы отогнать налетевшие немецкие самолеты, поднялись наши самолеты, но они летали гораздо медленнее, и немцы стали их сбивать.
Так и осталось для меня на всю жизнь загадкой – почему самолеты с красными звездами бомбили советский город и сбивали советские самолеты.
По совпадению воспоминания А. М. Рязанцева и М. М. Зильбермана относятся к одному городку – Новоград-Волынскому, что увеличивает достоверность описанных ими случаев бомбардировки советского города и воинских частей немецкими самолетами с красными звездами.
Наиболее вероятная причина этих бомбежек – расположение в непосредственной близости от этого городка Новоград-Волынского укрепрайона, построенного до 1938 г. Этот укрепрайон в отличие от многих других не был демонтирован и состоял из несколько сотен долговременных оборонительных сооружений. Пулеметы и боеприпасы хранились на складах. Все это могло создать большие трудности для продвижения немецких войск, в частности танковой группы Клейста.
А вот почему этот городок бомбили немецкие самолеты с красными звездами? Мой ответ известен: потому что это были немецкие самолеты, которые по договоренности перелетели 20–21 июня 1941 г. границу, на приграничном аэродроме у них были закрашены кресты и свастики и нанесены красные звезды для того, чтобы продолжить полет над СССР в сторону Ближнего Востока.
|
|
| |
verhal2 | Дата: Суббота, 16.03.2013, 02:49 | Сообщение # 126 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 957
Статус: Offline
| Кто и когда взорвал Житомирский мост?
Ответ на этот вопрос мы нашли в фондах Новоград-Волынского краеведческого музея , благодаря помощи и с любезного разрешения директора Музея Елены Николаевны Жовтюк , размещаем этот материал. Воспоминания одного из учасников боёв за Новоград-Волынский в июле 1941г Скобенко И.Е. Привожу текст воспоминаний из его личного письма ( стиль и орфография сохранены)
В 1938-м году я окончил Калининское Военно-Химическое училище в звании лейтенанта. Служил во многих частях и даже дивизии в должности нач.хим.службы. В последнее время после резервного офицерского полка г. Сорочинск я получил назначение в г.Сызрань в должности нач. хим. службы инженерного полка. Прибыл где-то 2-го мая 1941г.
И вот приступили к комплектации инженерного полка по моб. плану в военное время. Укомплектовали последнее ком.составом , получили пистолеты ТТ и 2 комплекта патронов. Мы знали,что война будет, но не знали какого месяца.
27 мая погрузились и выехали на Запад и вот приехали в Новоград-Волынск. Разгрузились и расположились в южном городке, там был ещё и северный городок. Все ком. состав находились на казарменном положении. Городок находился строго южнее Новограда-Волынского, где-то 2-3 км. Наш инженерный батальон принял огневые точки (ДОТы), они располагались вдоль реки Случ, имея сектор обстрела вдоль р.Случ, таких точек у нас в батальоне было 4.
Дальше шли занятия : опознавание знаков самолётов противника. Их вооружение, артиллерия их и.т.д.По прибытию мы, т.е.наш бат-он был придан 31-й противотанковой, артиллерийской бригаде, командир полковник Гусаков. И вот 22-го началась война.
Меня вызвали в Новоград-Волынск в должности офицера связи, т.е. связываться с частями , которые отошли с Новоград-Волынска. И вот я работал. В Новоград-Волынске был штаб укреп.района, начальником укреп.района был генерал-майор, а начальник штаба был полковник совсем белый , ну лет 50, фамилии не знал, да и знать не обязан был.
Так продолжалось примерно до начала июля. Немцы бомбили, стали обстреливать из дальнобойных. В один из дней меня вызвали в штаб укрепрайона к генералу. Генерал сказал, что на вас, лейтенант Скобенко , возлагается очень ответственное поручение и даются особые полномочия и вы назначаетесь начальником укрепрайона возле автодороджного моста через р.Случ. Дальнейшие указания получите у нач. штаба, который сидел здесь же в кабинете.
Я получил документы ,автомобиль пикап с водителем и двух автоматчиков. В документах указана моя зона ответственности в районе моста и что все мои указания должны выполняться беспрекословно. Прибыв в зону ответственности я дал указание двум офицерам проверить закреплённый район в инженерном отношении. Проверив ,они доложили, что нужна колючая проволока и люди. Всё это было немедленно предоставлено.
С Новограда-Волынского направили мне людей с лопатами , а со складов привезли проволоку. В короткий срок укрепления были приведены в порядок. Противник подходил всё ближе , бомбили, завязался бой на западной окраине. В моё распоряжение был направлен командир подрывной группы мл. л-т Лутаенко с подрывниками, а я получил пакет с сов. секретными указаниями по подрыву моста. Наступило небольшое затишье, звуки стрельбы с запада прекратились.
В это время на мост со стороны Новограда-Волынского вышли три женщины и стали выкрикивать в адрес Сов. Армии нецензурные слова, называли нас трусами и медленно стали подходить ближе. Я им предложил перейти мост и идти дальше, они с руганью подошли совсем близко к нам и одна неожиданно выхватила из грудей «бульдог», но сделать ничего не успела, т.к. мл. л-т Лутаенко выбил оружие и выкрутил ей руку.
Она упала,грозя нам. Я приказал их расстрелять, они были расстреляны возле моста. Тишину нарушил гул самолётов и непонятные звуки со стороны Новограда. Это было уже 8 июля . Смотрю – отступает наша артиллерия, пропустили её по мосту. Заметил легковую машину, подъехал генерал, сообщил – пропустите ещё батарею и затем действуйте по инструкции. Батарея быстро проскочила и наступила тишина. Через 20 минут по дороге со стороны Новограда-Волынского послышался шум танковых моторов, пришло время взрывать мост.
Мост был заминирован заранее группой подрывников под руководством мл.л-та Лутаенко и по команде ,данной мной , взорван.По звуку взрыва моего моста , второй мост, железнодорожный,должен был взорвать капитан Мустафин, но он не был взорван.
Он был взорван позже каким-то мальчиком-подростком , как я узнал в наши дни из газеты «Красная Звезда». Тогда мне было не до этого. На противоположной стороне остался наш арт.дивизион, он вёл огонь по танкам и пехоте противника. Я доложил в штаб о выполнении задачи, что не пропустил противника на правый берег. Вот моя миссия на р.Случ и закончилась.
В самом городе Новоград-Волынский никаких стрелковых частей не было , немцы быстро прошли через город без боя и вышли на рубеж р.Случ. За р.Случ на правом берегу были наши опорные пункты и стоял арт.дивизион, которые не давали противнику переправиться на эту сторону.
Больших боёв на этом участке небыло. Свидетелем и участником этих событий в Новограде-Волынском я был от начала и до конца. Безусловно немец был силён и мы отходили. Нас ,тяжело потрепанных, отправили на переформирование и я попал на Калининский участок фронта, где командовал Конев. В 43-м был ранен и контужен, попал в плен, где пробыл 2 года.
Освободили нас англо-американцы и я демобилизовался в звании ст.л-та в запасном офицерском полку. Вот так в 1945г. закончилась моя служба в Советской Армии.
Скобенко И.Е. 23 марта 1977 г.
Фотография взорванного пролёта моста ,спустя несколько часов после взрыва . Вид по дороге со стороны города на мост (из немецкой кинохроники) https://www.youtube.com/watch?v=NsTxf0nB31s :
Сообщение отредактировал verhal2 - Суббота, 16.03.2013, 09:31 |
|
| |
zwiahel | Дата: Суббота, 16.03.2013, 09:02 | Сообщение # 127 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
| Спасибо за найденный материал. Но здесь так же как и по воспоминаниям Лукьяненко возникают дополнительные вопросы. Ясно , что воспоминания записанные через более чем 35 лет после произошедших событий несут на себе печать прошедшего времени.
Скобенко пробыл в Новограде немногим более месяца - с конца мая и до 8-9 июля. С учетом напряженной обстановки, естественно не мог хорошо ознакомиться с городом. Хорошо бы определиться по местоположению "южного городка" , 2-3 км от города как он пишет , скорее всего ошибка. Похоже он неявно имеет в виду Гульск.
Далее , фамилию ком. арт. бригады - Гусакова он хорошо помнит (действительно и по другим данным бригада Гусакова была в то время в Новограде и героически защищала город) , а вот фамилию нач. УРа не помнит. Это при том, что судя по воспоминания на КП УРа он был не один раз.
Страно и то , что важнейший участок обороны поручили офицеру хим. защиты. Думается, что в июне можно было найти и "профильного" офицера. Далее он и делает , то что делает - устанавливает проволочные заграждения.
Ни слова о составе и состоянии гарнизонов прилегающих ДОТов , о полевом наполнении , о других важнейших особенностям обороны.
А ведь как нам известно в восточной береговой опоре моста находился ДОТ , и о нем ни слова.
Цитата (verhal2) Больших боёв на этом участке небыло. Свидетелем и участником этих событий в Новограде-Волынском я был от начала и до конца. Тоже непонятно, по самым скромным и осторожным прикидкам , бой шел не менее суток. Бригада Гусакова понесла большие потери , сам он за эти бои был удостоен ордена Ленина (в то время !!!)
Пишу это для того, чтобы разбираться и разобраться , сравнивая и анализируя различные источники информации о тех событиях.
Важными сведениями является упоминание конкретных фамилий - командир подрывной группы мл. л-т Лутаенко , железнодорожный мост , должен был взорвать капитан Мустафин
|
|
| |
zwiahel | Дата: Суббота, 16.03.2013, 14:22 | Сообщение # 128 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
| Даю полные данные о капитане Мустафине.
Мустафин Федор Бургнович 1905 года рождения пропал без вести 25.06.1941г. Последнее место службы в/ч 3920 , 377 отдельный минно-саперный батальон , помощник командира батальона по технической части (ЮЗФ).
В состав 5-й ( а это и есть в/ч 3920) противотанковой артиллерийской бригады полковника Александра Алексеевича Гусакова - и входил 377 отдельный минно-саперный батальон (у Скобенко в воспомининиях 31-я артбригада , но это ошибка).
Видимо и дата "пропал без вести" не соответствует реальному положению дел и произошло это немного позже.
Известно также, что 338-й противотанковый полк 5-й бригады, отражал атаки немцев у с. Тесновки Новгород-Волынского р-на 12.07.1941г.
Командир 338 АП ПТР РГК - майор Шпатаковский, военком - батальонный комиссар Южаков, начальник штаба - капитан Зубов.
|
|
| |
zwiahel | Дата: Суббота, 16.03.2013, 15:53 | Сообщение # 129 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
| По мл. лейтенанту Лутаенко достоверных данных не имеется. Возможно , что это был Лутаенко Максим Александрович 1912 г. рождения , командир пульвзвода , пропал без вести в конце 1941г. - начале 1942г.
|
|
| |
zwiahel | Дата: Суббота, 16.03.2013, 17:07 | Сообщение # 130 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
| Формировались артиллерийские бригады ПТО в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) и СHК СССР "О новых формированиях в составе Красной армии" №1112-459сс от 23 апреля 1941 г.
В апреле - июне 1941г. было сформировано 10 бригад ПТО: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я - в Киевском ОВО; 6-я, 7-я, 8-я - в Западном ОВО; 9-я, 10-я - в Прибалтийсктм ОВО.
После начала войны в июле 1941г. в Ленинграде была сформирована еще одна бригада - 14-я артиллерийская бригада ПТО.
В ходе боевых действий в 1941г. бригады понесли тяжелые потери и были расформированы все бригады довоенного формирования. Были расформированы также артполки практически всех бригад.
Исключения составляют полки 5-й и 9-й бригад ПТО, 727-й артполк 4-й бригады.
Артиллерийская бригада ПТО состояла из: управления бригады; 2-х артиллерийских полков; штабной батареи; минно-саперного батальона; автотранспортного батальона. Общая численность бригады - 5 322 человек..
Hа вооружении каждой бригады должно было состоять: пушек 76 мм образца 1936 г. - 48 пушек 85 мм зенитных - 48 пушек 107 мм М-60 - 24 пушек 37 мм зенитных - 16 крупнокалиберных пулеметов - 12 ручных пулеметов - 93 автомобилей грузовых - 584 автомобилей специальных - 123 автомобилей легковых - 11 тракторов артиллерийских - 165
107-мм орудия на вооружение бригад так и не поступили.
Из воспоминаний командира 1-й бригады ПТО К.С.Москаленко (в будущем Маршал Советского Союза): Мощное высокоподвижное огневое противотанковое соединение – такой была наша бригада. Она имела в своем составе два пушечных артиллерийских полка, минно-саперный и автотранспортный батальоны и подразделения обслуживания. В каждом полку было по два дивизиона 76-мм пушек (24 орудия), по три дивизиона 85-мм пушек (36 орудий) и по одному зенитному дивизиону (восемь 37-мм орудий и 36 пулеметов ДШК). Таким образом, в бригаде было 48 орудий 76-мм, 72 орудия 85-мм, 16 орудий 37-мм и 72 пулемета ДШК.
5-я артиллерийская бригада ПТО Командир – полковник Гусаков Александр Алексеевич. Срок вхождения в состав ДА: 22.06.41 – 28.10.41. Управление бригады расформировано.
338-й артиллерийский полк ПТО Сформирован 27.05.41 на базе 483-го ГАПа 117-й стрелковой дивизии. Командир – полковник Сысоев Климентий Андреевич (убит 12.07.41. у с.Тесновки Н.-Волынского р-на; труп унесен противником) Срок вхождения в состав ДА: 22.06.41 – 08.02.43. Преобразован 01.03.43 в 168-й гвардейский артиллерийский полк.
651-й артиллерийский полк ПТО Сформирован 25.04.41 – 15.05.41. Командир – Срок вхождения в состав ДА: 22.06.41 – 29.11.42; 17.02.43 – 04.04.44; 17.07.44 – 16.09.44. Переформирован в 651-й пушечный артиллерийский полк.
5-я артиллерийская бригада ПТО — за первый месяц боев уничтожила 150 вражеских танков. .
|
|
| |
zwiahel | Дата: Суббота, 16.03.2013, 18:35 | Сообщение # 131 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
|
|
|
| |
verhal2 | Дата: Воскресенье, 17.03.2013, 09:47 | Сообщение # 132 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 957
Статус: Offline
| Цитата (zwiahel) так же как и по воспоминаниям Лукьяненко возникают дополнительные вопросы. Ясно , что воспоминания записанные через более чем 35 лет после произошедших событий несут на себе печать прошедшего времени. Разумеется у каждого участника тех событий собственный взгляд на происходящие события, так же как и оценка значимости личного вклада в общую картину. Лукьяненко "видел" бой из амбразуры своего ДОТа , а Скобенко - с моста "и с пальцем на кнопке ВЗРЫВ". Не смотря на это ,любые воспоминания дают нам новую информацию и дополнительные "пазлы" в востановлении общей картины тех событий. "Нестыковки" можно объяснить и сделать определённые выводы. В том,что офицера-химика назначили на участок обороны моста ничего удивительного нет, ведь гарнизон УРа формировался "на ходу", обученные кадры были отправлены на запад и бреши закрывали любыми людьми, даже абсолютно не подготовленными ,призванными "от сохи". Далее под вопросом : входило ли в его обязанности оборона моста в прямом смысле этого слова? Причём полномочиями Скобенко был наделён самыми высокими, которые позволили ему без суда и следствия расстрелять трёх женщин! Могу себе представить на сколько он проникся серьёзностью к выполнению поставленой задачи, что принял такое решение. Это было его "начало войны" и первые люди, на этой войне ,которых он убил! (Причём не солдаты!) Скорее всего его команда была поставлена на мост не для обороны,а для охраны сооруженияс целью : заминировать объект, не допустить разминирования объекта противником и в заключении взорвать мост в нужное время. Задача между прочим даже очень серьёзная, целый капитан с аналогичной задачей на ж/д мосту не справился . Немцы очень желали заполучить эти мосты целым и наверняка "засланные казачки" в лице трёх женцин, были диверсанты. На ж/д мосту ,видимо, всё прошло успешно, но это отдельный разговор. Поэтому к окрестным ДОТам и полевому заполнению команда Скобенко отношения не имела ,т.к. его выражение " Вот моя миссия на р.Случ и закончилась... "говорит о том ,что типа "мне больше здесь делать нечего". Так оно видимо и было . После взрыва отступили в тыл, поэтому "бой ДОТа Лукьяненко" и последующие события он не видел. Присутствует так-же небольшие расхождения в датах, но это можно объяснить человеческой памятью ,ведь никто никаких дневников тогда не вёл...! А вот по событиям можно выстротиь "цепочку". Так в воспоминаниях Лукьяненко о начале боя сказано: Сомого липня, рано-вранці, ми помітили на мосту із східної сторони підозрілих солдатів. У них розпізнали фашистів. Старший кулеметник із Работіщ, Комаров, зробив дві кулеметні черги. Німці розгубились і втекли у бік спиртзаводу. Були у них поранені або вбиті — ми не знали. Але до самого вечора ворог у районі дота не з’являвся. Т.е. на этот момент мост был уже взорван и если немцы разгуливали по восточной стороне моста в р-не спиртзавода (видимо переправились южнее), то на момент начала боя ,Скобенко с командой подрывников на мосту уже небыло! Кстати факт взрыва моста Лукьяненко обязательно бы отметил - это не рядовое событие . Видимо гарнизоны в ДОТах появились уже после подрыва моста, или Лукьяненко на момент подрыва моста в составе гарнизона ДОТа отсутствовал. Подтверждается моя версия о том, что ДОТ №401 в насыпи Житомирского моста небыл расконсервирован в 1941г. и не использовался (был засыпан) , иначе об этом сооружении обязательно упомянул бы Скобенко.
Сообщение отредактировал verhal2 - Воскресенье, 17.03.2013, 14:16 |
|
| |
zwiahel | Дата: Воскресенье, 17.03.2013, 14:49 | Сообщение # 133 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
| Меня , кроме всего прочего , настораживает и удивляет качество подрыва моста. Судя по фотографии был взорван настил и только у западного берега моста. Я уж не говорю о мостовых опорах , но ведь настил можно было подорвать и между другими опорами.
Цитата (verhal2) С Новограда-Волынского направили мне людей с лопатами , а со складов привезли проволоку. В короткий срок укрепления были приведены в порядок. Как видим времени для того чтобы качественно заминировать мост было предостаточно.
И взрывчатки было полно. Из воспоминаний Е. Загривого известно, отступая наши войска оставили на складах тоны взрывчатки. Кстати этой взрывчаткой в 1942 году немцы и подрывали наши ДОТы.
А здесь такое впечатление, что в последний момент в середину моста была заложена противотанковая мина или что-то другое, что было подрукой и был произведен подрыв. Понятно, произвести ремонт моста после такого разрушения не предоставляло большого труда.
|
|
| |
zwiahel | Дата: Воскресенье, 17.03.2013, 15:58 | Сообщение # 134 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2675
Статус: Offline
| Вот как описывает повреждение моста Шевчук Алексей Степанович. Его воспоминания опубликованы на нашем сайте.
Наши военнопленные трудились и над восстановлением взорванного житомирского моста. Но мост был взорван «не до конца» - половина настила одного пролёта было разрушена, но одностороннее движение было возможно и люди по нему могли проходить и даже могла проехать подвода.
Вот и получается , колючую проволоку устанавливали , жителей пригоняли, а главное - заминировать и как следует взорвать мост не смогли. Есть тут какая-то недосказанность и неопределенность.
Привожу воспоминание Рябышева Д. И. "Первый год войны", который в тоже время и недалеко от Новограда занимался уничтожением мостов - "Уничтожение мостов неожиданно выросло в проблему, так как в армии не было достаточного количества взрывчатки. Я принял решение взорвать два пролета железнодорожного моста, а третий расстрелять прямой наводкой из орудий. Деревянные мосты сжечь, облив горючей смесью."
|
|
| |
verhal2 | Дата: Воскресенье, 17.03.2013, 17:54 | Сообщение # 135 |
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 957
Статус: Offline
| Мост был сильно разрушен! По крайней мере ПОЛНОСТЬЮ отсутствовал ближний к городу пролёт (между береговым устоем и быком). т.е. отсутствовала кружальная металлическая арка и ,естественно, настил! Это очень хорошо видно на стоп-кадрах немецкой хроники : в том месте на быке,где в него должна упираться арка, эта арка напрочь отсутствует! И хорошо видно, что эта арка покорёженная лежит внизу в реке.
Другими словами : между западным береговым устоем и первым быком была абсолютная ПУСТОТА, которая видна на других стоп-кадрах, но кинооптика скрадывает расстояние и пропасть не ощущается визуально.
Сильное разрушение моста ,так-же отражено в отчёте немецкой моторазведки.
После захвата города немцы конечно отремонтировали мост, но ремонт носил временный (не капитальный) характер, было востановлено одностороннее движение по узкому временному настилу. Вот этот-то временный настил Шевчук принял за остатки старого пролёта,потому и назвал мост "недоподорванным".Добавлено (17.03.2013, 17:54) ---------------------------------------------
Цитата (zwiahel) Уничтожение мостов неожиданно выросло в проблему, так как в армии не было достаточного количества взрывчатки. Увы! К Новоград-Волынскому гарнизону это не относилось. Е.Загривый в своих воспоминаниях подчёркивал, что немцы в 1942 г ,занимаясь плановыми подрывами сооружениий Н-В УРа ,с успехом использовали нашу взрывчатку, брошенную в большом колличестве на Лубчицких складах. Так что проблем с ВВ здесь небыло. В воспоминаниях Скобенко говориться, что мост был заминирован ЗАРАНЕЕ.,т.е. было достаточно времени,что-бы грамотно заложить заряды, а так, как Лутаенко он называет "подрывником",то нет сомнений, что минирование моста было проведено профессионально. Результат мы видим на фото: пролёт отсутствует!
Сообщение отредактировал verhal2 - Воскресенье, 17.03.2013, 17:44 |
|
| |
|