Пятница, 28.04.2017, 10:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Новоград-Волынский

История железной дороги в Новограде - Форум

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 512345»
Форум » Новоград-Волынский » История города » История железной дороги в Новограде (Все о истории ст. Новоград-Волынский - 1.)
История железной дороги в Новограде
HistorialДата: Четверг, 20.01.2011, 12:47 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте, уважаемые почитатели истории Новограда-Волынского! В этой теме хотелось бы собрать имеющуюся и ранее неизвестную информацию о проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации железнодорожной линии Староконстантинов - Жлобин которая прошла через окраину города в далеком 1916 году. Мало кто знает, но именно с тех пор и стоит основное здание вокзала *(полностью деревянное !!!) построенное в стиле средних вокзальных комплексов Российской империи начала 20 века. Без каких либо изменений и по ныне служит нам красивейшее сооружение через реку Случ железнодорожный мост в районе новой объездной дороги.
Уважаемые краеведы, может у Вас есть какие либо схемы, фото, кино, видео документы на которых засвидетельствованы исторические моменты развития железнодорожного транспорта в Новограде, просим всю имеющуюся информацию размещать на этом сайте.
Поскольку вокзал это как ворота в любой город, хотелось бы разместить на этом сайте снимки вокзала, привокзальной площади довоенного и послевоенного периода, ведь практически все военнослужащие которые когда либо бывали в Новограде начинали знакомиться с городом именно от сюда. В советское время очень много жителей со всей страны приезжали на летние отпуска именно в Новоград пользуясь железнодорожным транспортом. Сколько человеческих судеб поведали на своем веку старые стены вокзала, сколько радости они увидели встречая вернувшихся с полей Великой отечественной войны!!!
Станция Новоград-Волынский - 1 всегда занимала стратегическое значение в военном плане ( вспомнить хотя бы особую охрану моста через Случ, где ближе чем за 100 метров не подпускали), в городе стояли огромные воинские формирования и все они пользовались железной дорогой.
Вообще, станция Новоград-Волынский и линия Коростень - Шепетовка при союзе была очень перспективная, на нее возлагали большие планы, начиная с 70-х годов проэктировался и на отдельных участках строился второй путь, что бы запустить сквозное сообщение, через Новоград ходили поезда на Москву и другие большие города Союза, были планы соединить Новоград железнодорожным сообщением с Ровно и дальше по прямой на Лювов, через город проходил состав на Польский город Хелм.


Сообщение отредактировал Historial - Четверг, 20.01.2011, 12:49
 
verhal2Дата: Четверг, 20.01.2011, 23:02 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 895
Репутация: 7
Статус: Offline
Полностью вас,Historial, поддерживаю - интереснейшая тема, заслуживающая подробного освещения на сайте.
Сразу возникает вопрос по зданию вокзала. ОНО ПОЛНОСТЬЮ ИЗ ДЕРЕВА ???
Я всегда любовался капитальными сооружениями микроструктуры юго-западной ж/д.
Эти ,выполненые из каменной кладки, здания с метровыми стенами , стандартного проэкта, как близнецы похожи друг на друга на многих станциях ж/дороги. Им без малого 100лет! И все сто лет ими пользуются люди. Я думаю,что они легко простоят ещё сто лет! Логично было бы здание вокзала сделать таким-же "капитальным" под стать пакгаузам и служебным помещениям станции,а оно оказалось .....из дерева.
 
zwiahelДата: Пятница, 21.01.2011, 08:05 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2406
Репутация: 3
Статус: Offline
Quote (Historial)
основное здание вокзала *(полностью деревянное !!!)


Я тоже удивлен. Неужели за современной облицовкой прячется деревяная конструкция ? Но и до этого модерна ничто не указывало, что здание деревянное.

В начале 1930-х гг. был взят курс на резкую милитаризацию города, который располагался в то время в непосредственной близости от советско-польской границы. Сюда прибыла XIV кавалерийская дивизия им.Пархоменко. Силами военнослужащих в конце1930-х гг. была сооружена железная дорога Новоград-Волынский – Житомир.
(из статьи Л.Когана)

Прикрепления: 4739425.jpg(217Kb)
 
HistorialДата: Пятница, 21.01.2011, 10:19 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
В своем время, будучи учеником 11 класса школы №5, я совместно с первым заместителем начальника станции Новоград-Волынский-1 Герусом В.В. писали работу по истории железнодорожного транспорта в Новограде-Волынском, мы выезжали в Государственный архив Житомирской области, исследовали исторические документы имеющиеся на самой станции, собирали воспоминания старожилов и работников станции. Собрали довольно интересный материал. Относительно деревянных стен здания, мы услышали от строителей которые проводили реконструкцию в Советское время. Хотя это можно и подтвердить. Линию и саму станцию сооружали на скорую руку, довольно таки далеко от города, фактически в поле, на месте засыпанных болот ( говорят был спор с городской думой по поводу места расположения, поэтому и так далеко вокзал оказался) в период Первой мировой войны, когда все силы были брошены на фронт и резервов было не так много, все таки есть вероятность того что станцию могли соорудить из капитального дерева. Говорят, где - то в архивах есть фото работников и инженеров перед вокзалом 1916 года, в тот день когда в Новоград пришел первый поезд, но мне ее найти пока не удалось. На территории станции есть еще одно мощное довоенное сооружение, это депо, при чем довольно таки большое. Интересный также факт что от станции до войны в сторону Корца, параллельно трассе на Ровно уходила узкоколейка до села Повчино, или чуть дальше, по которой вывозили лес.

Добавлено (21.01.2011, 11:19)
---------------------------------------------
Относительно дороги Житомир - Новоград-Волынский-1, то фактически была сооружена не дорога, а положены рельсы и шпалы по уже имеющемуся земляному полотну, которое было готово уже в 1917 году, как неотъемлемая часть запроектированной дороги Фастов-Ровно, только рельсы положили до Новограда, хотя уже был готов проект станции Ярунь. Интересен факт что штаб по строительству линии Житомир - Новоград находился на территории Пивоваренного завода по улице Советской.

 
IvanДата: Пятница, 21.01.2011, 10:20 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 276
Репутация: 1
Статус: Offline

фото 1950-х годов. Вид вокзала со стороны перона. на заднем плане памятник Сталину,если не ошибаюсь, единственный подобный в Новограде. само здание мало изменилось с тех времён, но памятника уже не существует.автор фото мой дед Лавренчук Борис Лукьянович. Он работал кассиром на вокзале примерно с 1951 по 1962 гг.

Прикрепления: 1063496.jpg(142Kb)


Сообщение отредактировал Ivan - Пятница, 21.01.2011, 10:28
 
zwiahelДата: Пятница, 21.01.2011, 10:24 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2406
Репутация: 3
Статус: Offline
Quote (Historial)
исследовали исторические документы имеющиеся на самой станции, собирали воспоминания старожилов и работников станции. Собрали довольно интересный материал.

Эти материалы у Вас сохранились? Давайте их опубликуем и это послужит отправной точкой для дальнейших исследований по теме. Жаль если проделанная Вами работа останется недоступной для ознакомления.

 
verhal2Дата: Пятница, 21.01.2011, 19:08 | Сообщение # 7
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 895
Репутация: 7
Статус: Offline
Quote (Historial)
Собрали довольно интересный материал.

С удовольствием прочитал бы на страницах этого сайта.

Добавлено (21.01.2011, 20:08)
---------------------------------------------

Quote (Historial)
Интересен факт что штаб по строительству линии Житомир - Новоград находился на территории Пивоваренного завода по улице Советской.

Вот они и проложили ветку прямо через ДОТ! biggrin biggrin biggrin
 
zwiahelДата: Пятница, 21.01.2011, 19:51 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2406
Репутация: 3
Статус: Offline
Quote (verhal2)
Вот они и проложили ветку прямо через ДОТ

Смотреть ссылку на тему "Мосты".

 
NikolayAyAyДата: Вторник, 25.01.2011, 15:49 | Сообщение # 9
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 137
Репутация: 1
Статус: Offline
Две любопытные фотографии, датированные 13.02.95.
На первой паровозы SU 251-86 и P36-0050 стоят на перроне у вокзала Новограда-Волынского, на второй один из этих паровозов тянет состав через мост. Может выкрашены для съёмки фильма?(Фото из коллекции Werner& Hansjorg)
Прикрепления: 9614295.jpg(49Kb) · 2869452.jpg(68Kb)
 
HistorialДата: Вторник, 25.01.2011, 18:14 | Сообщение # 10
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
Да это действительно правда, все дело в том что паровоз был неотъемлемой частью так называемого экскурсионного состава, который довольно часто курсировал через нашу станцию в середине 90-х. годов. Перевозил он исключительно иностранцев, которые таким образом путешествовали по Украине из Киеве на Западную Украину. Маршрут выбирали именно через Коростень, Новоград, Шепетовку в связи с тем что здесь не было напряженного пассажирского и грузового движение, линия на то время была не электрифицированной, однопутной и проходила по потрясающей местности Житомирского Полесья. А для иностранцев это было в диковинку плюс еще и на паровозе, к стати один из них до сих пор поддерживается в технически исправном состоянии в локомотивном депо Коростень.
Вспомните, в свое время сколько паровозов было на базе запаса в районе станции Смолка. Абсолютно все проданы как металлолом в Прибалтику, а ведь там были настоящие раритеты.

Добавлено (25.01.2011, 19:14)
---------------------------------------------
Относительно материалом исследования истории станции Новоград-Волынский-1, как только их систематизирую и отредактирую постараюсь передать для размещения на этом сайте.

 
verhal2Дата: Вторник, 25.01.2011, 20:34 | Сообщение # 11
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 895
Репутация: 7
Статус: Offline
ПАРОВОЗЫ интересная тема!! Они всегда меня поражали своей мощью и необычностью. Сразу вспоминался школьный опыт на природоведении,когда при нагреве на спиртовке воды ,налитой в колбе и заткнутой пробкой - эта пробка, при закипании воды , с шумом вылетала.При виде паровоза я себе представлял какое гигантское давление должно быть в его котлах, чтобы двигать "пробку"в сотни тонн весом! Где-то прочитал, что КПД паровой установки всего 6-9% - остальное вылетает в трубу. Не смотря на это вот эти-то проценты и тягали составы более ста лет. С паровозом ещё связаны воспоминания детства,когда через "Морское" на маш.завод и обратно несколько раз в сутки ходил настоящий ПАРОВОЗ ,не знаю какой марки он был (вот в этом я не разбираюсь,увы....), но он нам детворе казался просто громадным! Проходжение паровоза через городок всегда было для нас небольшим событием , если мы находились недалеко от ветки - то всегда оставляли свои игры и бежали к ограждению "смотреть паровоз". Машинист для острастки (что-бы не лезли близко) включал гудок,от которого наши детские кишки начинали вибрировать , и откуда то снизу-сбоку выпускал струю пара . Паровоз становился похожим на громадного кита , выпускающего фонтан воды... . Нашему детскому восторгу небыло предела!
Где-то в начале 70-х паровоз заменили на какой-то зелёный дизель,к которому наш детский интерес быстро пропал.
Хорошо помню стоянку паровозов на Смолке, там действительно были машины причудливой формы. Очень жаль их печальной "прибалтийской кончины" .Только я сомневаюсь, что их там пустили в металлолом. Прибалты - люди рациональные и наверняка паровозики разошлись по частным коллекциям Европы. Если так - то это успокаивает. Пусть радуют глаз,хоть за границей.

Добавлено (25.01.2011, 21:34)
---------------------------------------------

Quote (Historial)
Относительно материалом исследования истории станции Новоград-Волынский-1, как только их систематизирую и отредактирую постараюсь передать для размещения на этом сайте.

С нетерпением будем ждать!
 
HistorialДата: Среда, 26.01.2011, 17:56 | Сообщение # 12
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
Да, согласен паровоз уникальное изобретение, отдельные экземпляры паровозов сконструированных в СССР вполне прилично "бегали" со скоростью свыше 100 км/ч. Что касается КПД любого паровоза, Вы совершенно правы, он не превышал 12%, все остальное уходило в трубу как в прямом смысле слова так и переносном. К примеру, для того что бы доехать из Шепетовки в Коростень, среднему грузовому поезду с локомотивом нужно было сжечь 10 тонн!!! угля. А по нынешним ценам это довольно много.
Хочу также рассказать историю, которую услышал от старого ветерана железнодорожника. В 1941 году он работал то ли машинистом то ли кочегаром на паровозе, и в июле 1941 года, находясь на станции Коростень, он узнал что немецкие войска на подступах к самому Коростеню и почти захватили Новоград.
Поскольку началась паника, понимая что в Новограде остались его родные решил во что бы то ни стало их забрать. И повел самостоятельно паровоз на Новоград. Как потом вспоминал прибывши на станцию понял что Новоград уже оккупирован. Родные его жили в районе железнодорожного переезда через дорогу на Ровно. Но только он подошел к этому шоссе, увидел идущие колонны немцев в сторону города и понял что надо срочно уезжать. Это и был последний паровоз отбывший от станции Новоград перед оккупацией.
Относительно паровоза машзавода, информацией не владею, зато могу сказать что зеленый дизель указанный Вами, это маневровый тепловоз ТГК-2 ( их было 2 шт.), также машзавод имел один тепловоз ТГМ23, все они по стоянию на 2007 год порезаны на металлолом, а подъездной путь разобран. Хотя при Союзе у машзавода даже свой путь был на станции где эти тепловозики формировали составы со своей продукцией.


Сообщение отредактировал Historial - Среда, 26.01.2011, 17:58
 
verhal2Дата: Среда, 26.01.2011, 22:03 | Сообщение # 13
Генерал-полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 895
Репутация: 7
Статус: Offline
Quote (Historial)
Но только он подошел к этому шоссе, увидел идущие колонны немцев в сторону города и понял что надо срочно уезжать. Это и был последний паровоз отбывший от станции Новоград перед оккупацией.

Уж не про этот ли последний поезд с Новограда пишет Айзик Бартгейл в публикации "Чудом спасённый" ,на этом сайте :

http://zwiahel.ucoz.ru/novograd/evrei/ajzik_Kogan.html

"....Враг стремительно продвигался на восток. В начале июля с вокзала отправился последний пассажирский поезд..."

Добавлено (26.01.2011, 23:03)
---------------------------------------------
Немного не по теме:
Уважаемый Historial, в теме "ДОТы Новограда-Волынского" я сослался на Вашу информированность в вопросах, касающихся станции Новоград-1. В частности меня интересовал вопрос о теперешнем состоянии ДОТа на территории ж/д локомотивного дэпо. Какая есть информация на сегодняшний день! Заранее благодарен! Ответить можно в теме по ДОТам.

 
бродягаДата: Пятница, 28.01.2011, 13:06 | Сообщение # 14
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 94
Репутация: 1
Статус: Offline
А нет ли у кого материалов по жд ветке на Лубчицу, и что строилось около переезда на Дружбе в сторону Коростеня- насыпь порядочная.
 
HistorialДата: Пятница, 11.02.2011, 14:03 | Сообщение # 15
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Репутация: 0
Статус: Offline
Относительно возможного существования железнодорожного подъездного пути в сторону Лубчицы никаких документов не сохранилось ( не встречал даже свидетельств очевидцев). Если такой путь и существовал, то скорее всего до ВОВ в период строительства военного городка для подвоза строительных конструкций (это только предположение). Могу сказать с уверенностью, что официально он нигде не числился. Что касается насыпи в сторону Коростеня то это скорее всего нереализованная программа строительства второго железнодорожного пути ( так называемой вставки ) для увеличения грузового и пассажирского потока на участке Коростень - Шепетовка, частично его построили в 70-х. годах, но потом рельсы поснимали.
Интересен другой факт. Как оказалось, в 1943 году немцы полным ходом начали строить другой необычный объект вблизи ( фактически рядом) с железнодорожными путями. Заложенный фундамент и по сей день находиться в трехстах метрах за первым железнодорожным переездом от вокзала в сторону Коростеня. Поговаривают что это могло быть новое депо, но это еще не до конца проверенная информация которая требует дополнительной разработки.
 
Форум » Новоград-Волынский » История города » История железной дороги в Новограде (Все о истории ст. Новоград-Волынский - 1.)
Страница 1 из 512345»
Поиск: